Меню Закрыть

Витраж что это такое: Что такое витраж?

Что такое витраж? Виды и стили витражей. Витражи Тиффани :: SYL.ru

Что такое витраж? Мерцающие блики, свет, исходящий изнутри, разливающееся сияние на стенах, убегающие ввысь узоры, – все эти эффекты вы сможете ощутить, если позволите ворваться в ваше личное пространство одному из многовековых видов искусства.

Стремление красиво обустроить свое жилище было присуще человеку в разные временные эпохи. Мастерами древности было оставлено для нас благородное наследие. Оказывается, загадочную атмосферу в доме можно создать с помощью игры света.

Определение

Поскольку мы будем говорить о произведении искусства, издавна известном и довольно популярном в настоящее время, постараемся дать обобщающее ему определение.

Что такое витраж? Это цветное декоративное изображение, предназначенное для оформления каких-либо проемов и рассчитанное на проникновение солнечного света. Однако их можно охарактеризовать и по-другому. Все зависит от техники выполнения и предмета, служащего основанием для декорации.

что такое витраж

История

Издавна витражи служили украшением для соборов и монастырей, но со временем они проникли в общественные и жилые помещения. Подлинные произведения искусных мастеров сохранены во Франции, Англии и Германии.

Было время, когда интерес к витражу был утрачен. В начале XVIII века, после продолжительного времени забвения, придворные мастера Западной Европы усердно работали над восстановлением старых технологий. Между тем были созданы новые рецепты для окрашивания стекол и постепенно совершенствовались способы соединения отдельных элементов.

Некоторые пытались имитировать витражи на стекле с помощью рисунков на бумаге, которые клеились в оконные проемы. При этом использовались масляные краски, которые со временем утрачивали свои свойства. В этот период витражное искусство мало было известно на мировом рынке.

В начале XX столетия витражная техника обрела широкий размах и стремительно шагнула вперед. Развитие технического прогресса послужило упрощению и скорости производства различных материалов, необходимых для выполнения декораций. Значительно расширилась и сфера их применения. В технике витража выполняются украшения для оформления зеркал, мебели, дверных проемов, потолков, светильников и ювелирных изделий.

витражи на стекле

Используемые инструменты

Для создания витражей мастера пользуются шлифовальной машиной, стеклорезом, паяльником и линейкой на присосках. Вещества для окраски и спайки продаются в виде порошка, поэтому для их распределения существует специальное ситечко.

В работе могут понадобиться следующие материалы: кисти, металлическая лента, клей и транспарентные краски. Если вы являетесь творческой личностью и желаете самостоятельно освоить витражное дело, то у вас есть такая возможность. Для этой цели издаются обучающие пособия и выпускаются материалы и инструменты, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

витражи Тиффани

Техника

Что такое витраж в современном понимании? К данному виду монументального искусства относятся любые прозрачные изображения, выполненные либо на самом стекле, либо на его отдельных элементах. Они могут представлять полную картину или орнаментальную декорацию. Выше мы уже упоминали о том, для заполнения каких прикладных предметов домашнего обихода может использоваться витраж.

Идеи, которые были воплощены современными профессионалами, значительно расширили технологическое исполнение узоров. Например, ранее для скрепления стеклянных отрезков использовались свинцовые перемычки. С металлической фольгой, пришедшей им на смену, работать стало гораздо удобнее. За счет своей гибкости она делает изделие более эластичным и позволяет складывать фрагменты рисунка с применением выпуклостей или впадин. Соединительные контуры, выполненные таким способом, выглядят тоньше и изящнее.

Популярными стали композиции, нанесенные на пластиковые окна. Их размер варьируется с учетом доступа света в помещение. Для их исполнения применяют комбинированную технику. Картины могут выкладываться из бесцветных стекол в сочетании с окрашенными. Весь рисунок или отдельные его части оформляются росписью с использованием керамических красок.

Витражи на стекле могут выполняться полностью из плотного прозрачного материала, на который нанесен контур геометрического рисунка или композиции из цветов. Завершающим этапом в этой технике является нанесение красочной декорации.

В работе используются стекла, прошедшие предварительную обработку. Таких способов существует немало. Сюда относятся различные методы резки, гравировка и шлифовка. Чтобы создать имитацию деформированного стекла, его обрабатывают с помощью химических реактивов. Такой способ называют травлением. Подобный эффект достигается путем воздушной струи с песком, которая направляется на поверхность стекла.

В частности, виды витражей различаются по технике исполнения. Несмотря на многогранность такого мастерства, все-таки из них можно выделить 4 основных типа: готический (классика), фьюзинг, витражи Тиффани, имитация классических произведений.

готический витраж

Готический стиль

Работая над композициями, мастера старались отразить приверженность к чему-то возвышенному, утонченному. Готический витраж – это воплощение изящества и величия. Чтобы выделить подобные черты, элементы витража создавались на фоне сочетающегося с ними интерьера.

Основой служили архитектурные здания с огромными окнами, в каждом из которых было обязательным наличие изображения в этом стиле. Чаще всего зритель мог наблюдать сюжетные сцены бытового и религиозного характера. Стекло окрашивалось в яркие цвета, а затем на нем выскабливали силуэты людей и живописные узоры.

Готическому витражу присущи насыщенные тона и стремительно тянущиеся вверх формы. Основными цветами для изображения орнамента служили красный, фиолетовый, синий, желтый и коричневый. Для придания контрастности использовали черные, зеленые и рубиновые тона.

виды витражей

Тиффани

Что такое витраж, созданный в технике Тиффани? Это живая графика, отличающаяся натуральностью изображенных образов, подобно тому как это может выразить художник на картине, нарисованной на холсте.

Шедевральное искусство получило такое признание благодаря его основателю Луису Комфорту Тиффани, который также разработал незаменимый для подобного вида произведений материал.

Изделия из опалового стекла всегда отличались интересной внутренней структурой и богатой палитрой красок. За счет выпуклостей и несколько вогнутых некоторых элементов орнамента, создается впечатляющая картина мерцающих тонов. Достичь подобного эффекта позволяет профессиональная технология, применяемая мастерами.

В основном это ручная работа, которую повторить уже невозможно. Из стекла различного размера выкладывается своеобразная мозаика, каждый фрагмент которой обрамлен в медную ленту. Швы, закрепленные с помощью свинцово-оловянного припоя, делают изделие более весомым. Это определяет качество и уникальность ручной работы. Авторский шедевр выглядит весьма сложным и эксклюзивным.

Для создания орнамента используются очень мелкие стеклышки, которые качественно обтачиваются. Благодаря этому изделие получается ажурным. Подобные витражи, выполненные в классическом стиле, подходят для любого типа интерьера.

Витражи Тиффани значительно отличаются от классических и не привязаны к одному направляющему профилю. Поскольку это очень трудоемкий процесс, требующий немало затрат и времени, то и оценивается он недешево.

Чтобы привнести в свой интерьер особую изюминку, можно использовать некрупные фрагменты этого вида витража. С помощью художества, выполненного в подобной технике, профессионалы создают завораживающие небольшие декорации, абажуры, вазы, плафоны и прочие атрибуты.

стили витражей

Фьюзинг

Создание витражей в технике фьюзинг отличается тем, что в итоге получается слитная картина без традиционных спаечных швов. На бесцветное стекло выкладывается многослойный цветной рисунок и помещается в специальную печь. Под воздействием оптимальной температуры фрагменты изображения спекаются и выглядят как единое целое. Путем плавки можно объединять дополнительные элементы, например серебристую проволоку.

Имитация художественных витражей

Упрощенные варианты художественных композиций позволяют красиво и дешево обустроить интерьер любой комнаты. Чтобы как можно лучше отразить классический витраж, используется несколько типов техники. Вот самые популярные из них:

  • фотопечать на стекле;
  • изображение, нанесенное в виде художественной росписи;
  • техника заливного контурного витража: на поверхности стекла создается полимерная основа из многочисленных модулей и в каждый из них заливается цветной лак;
  • пленочный витраж: с помощью тонировочной пленки выполняется имитация отдельных элементов стеклышек, а из самоклеющихся свинцовых протяжек формируются контуры стыков.

Фотопечать и пленочный витраж чаще всего используется для оформления потолков.

цветные витражи

Стили

Как правило, современные цветные витражи пропитаны светской тематикой и соответствуют эстетическим требованиям дизайна. Чтобы декоративное украшение гармонично сочеталось с основным интерьером, важно учитывать его принадлежность к определенному стилю и цветовому решению. Витраж по-настоящему украсит помещение только в том случае, если он максимально впишется в интерьер.

Популярные стили витражей: модерн, классический, готический и изображения египетского направления. Узоры в виде абстракции подходят для многих дизайнов интерьера.

Заключение

Возможно вы считаете, что витраж – слишком дорогое удовольствие. Или же, как и многие люди, согласны с тем, что произведениям искусства место только в музее.

Однако это не всегда так. В жилых домах художественные картины со стекла начали использоваться после того, как появился стиль модерн. Касательно стоимости все решается просто. Во-первых, благодаря современным технологическим достижениям, затраты на изготовление витражей существенно снизились и, соответственно, цена на них. Во-вторых, можно приобрести несколько небольших предметов со стеклянной мозаикой, которые оригинально впишутся в ваш интерьер.

Витраж — это… Что такое Витраж?

        (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике витражами также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (АРЕ) в Риме, простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме — с I в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, XI в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, витраж первой половины XII в.) появились сюжетные витражи из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты; наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской богоматери, витражи XIII-XIV вв., реставрированы в XIX в.), детали порой выполняются росписью. В XIV-XV вв. искусство витражей получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до XVIII в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневекового витража плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Либерти, Паоло Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле. В XVI в. для украшения жилища применяют «кабинетные» витражи — однотонные со светскими сюжетами. В эпоху барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает витраж эпохи «модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, ГТГ).         

По-новому подошли к проблеме витража художники XX в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных художественных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие витражи-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и витраж-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают витраж из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, трехслойные из органического стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся: витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960-61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и др. создают витражи, посвященные важным историческим и общественным событиям.

Собор Сент-Этьен в Бурже. 13 - 15 вв.
Собор Сент-Этьен в Бурже. 13 — 15 вв.

Литература: Е. Минухин, Витражи, Рига, 1959; Современный советский витраж, М., 1980; Armitage E. L., Stained glass: history, technology and practice, L., 1959; Lafond J., Le vitrail, P., 1966; Rollet J., Les maоtres de la lumiиre, P., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

(франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте. Искусство создания витражных композиций переживает расцвет в эпоху Средневековья. В романском искусстве применялись стёкла красного и синего цветов; куски, вырезанные по контуру изображений, скреплялись свинцовым каркасом (собор в Аугсбурге, Германия; витражи «Пророки», нач. 12 в.). В эпоху готики обогащается цветовая гамма витражей, наряду с цветными стёклами применяются бесцветные. Иногда мелкие детали писали на стекле красками. Витражи в окнах готических соборов (собор Парижской Богоматери, витражи 13–14 вв.) создавали в интерьере игру окрашенного света, преображая его в особое, священное пространство. В лучах солнца, проникающих сквозь окна, очертания металлического каркаса выглядели как тёмные контуры рисунка, стёкла ярко сияли, а в пасмурные дни таинственно мерцали в полумраке храма.

Витражи часовни Сен-Шапель. 13 в. Париж
Витражи часовни Сен-Шапель. 13 в. Париж

 
Витражи эпохи Возрождения превращаются в живопись на стекле. Эскизы для них создавали известные мастера (Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло, А. Дюрер и др.). Новый яркий расцвет искусство витража переживает на рубеже 19–20 вв. – в эпоху модерна (У. Моррис в Англии; А. Муха в Чехии, витражи собора Св. Витта в Праге; М. А. Врубель в России, витражи особняка С. Т. Морозова в Москве, 1895). В современных интерьерах применяются витражи-перегородки и панно с подсветкой, используются различные фактуры стекла и богатая цветовая гамма.

Витражи собора в Шартре. 13 в.


Витражи собора в Шартре. 13 в.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Витраж — это… Что такое Витраж?

        орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме — с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10—12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. начала 12 в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. искусство В. получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В. чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют «кабинетные» В. — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В. почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. эпохи «Модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В. художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Современные В. составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла (См. Органическое стекло), В. из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни.

         Лит.: Минухин Е., Витражи, Рига, 1959; Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947; Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951; Drake W. J., A dictionary of glasspainters and «glaysers» of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955; Knapp O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.

         И. М. Глозман.

        «Вознесение». Около 1145. Фрагмент. Собор в Ле-Мане. Франция.

        Л. Г. Полищук и С. И. Щербина. Витраж в здании Института автоматики и телемеханики в Москве. 1968. Фрагмент.

История витражного искусства. Часть 2: sovkollekcioner — LiveJournal

Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.

Владимир Френкель

На данный момент существует деление витражей на виды и типы. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.


Например, можно выделить следующие виды современных витражей:
— Пескоструйный витраж.
— Мозаичный витраж.
— Наборный витраж.
— Спечной витраж (фьюзинг).
— Расписной витраж.
— Травленый витраж.
— Паечный витраж.
— Фацетный витраж.
— Комбинированный витраж.
— Кабошон.
— Узор «Мороз».
— Нацвет.
— Травление.
— Многослойное травление.
— Рюмочная плитка.
— Транспарант.
— Эрклез.
— Бендинг.
— Шебеке (панджара).
— Контурный заливной витраж и многие другие.

Но подробнее я остановлюсь на классификации, основанной на технике изготовления.

Витражи делятся на следующие типы:

1. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.

Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.

— Свинцово-паяный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.

— Тиффани — одна из наиболее популярных технологий изготовления витражей. Такие композиции собираются из обточенных деталей, обернутых клейкой лентой из меди. Фрагменты соединяются с помощью оловянно-свинцового припоя.

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

— 3D-витраж.
Трехмерное изображение Тиффани заключается между двумя закаленными стеклами, образуя популярный сегодня 3D-витраж. Подобные витражи можно устанавливать в качестве стеклопакетов, так как они обладают прекрасной шумоизоляцией, долговечностью и теплопроводностью, к тому же легко моются.

Окно с витражом представляет собой классический двухкамерный стеклопакет с тройным остеклением, где третьим, внутренним полотном является сам витраж, который обычно изготавливается по технологии Тиффани.

2. Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата. Для увеличения долговечности расписные витражи обжигаются при больших температурах или покрываются защитным раствором.

Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен.

3. Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Для производства таких изделий применяется сразу несколько популярных техник. Как правило, изготовление комбинированных витражей — сложный и кропотливый труд, поэтому стоимость изделий довольно высока.
Первое возможное применение комбинированного витража относится к XII веку и связано с первым трактатом об изготовлении витража для окна, написанным монахом Теофилом. В нем повествовалось о производстве стеклянной основы, ее окрашивании и разрезании с помощью раскаленного железного прута на отдельные рельефные элементы, которые затем собирались согласно заранее заготовленному эскизу.

После всего этого цветное стекло дополнительно расписывали красками для улучшения прорисовки деталей картины, а затем все элементы соединяли свинцовой проволокой и спаивали между собой. Так создавались первые комбинированные витражи, которые состояли из мозаики цветных фигурных стекол и разрисованных элементов.

В дальнейшем техника росписи в сочетании с классическим наборным витражом применялась для подгона витража под более широкий оконный проем. В этом случае такие вставки создавались в виде орнамента. В современное время комбинированный витраж решает сложные образные задачи. Сочетание некоторых витражных техник позволяет добиться некоторых оптических эффектов и фактурного богатства.

4. Пескоструйный витраж.
Первое упоминание о стекле с пескоструем датируется временами существования Древнего Рима. Оно закрывало свод раздевальни бани в Помпеях. Таким образом, уже в тот период примитивное сплошное матирование, созданное путем растирания песка плоским камнем, использовалось для декора и скрытия происходящего от чужих глаз.

Изначально с помощью инструмента для нанесения пескоструйного рисунка могли наноситься только небольшие и довольно простые узоры. Однако постоянное совершенствование аппарата на протяжении почти более сотни лет привело к тому, что в современных художественных мастерских процесс пескоструйной обработки почти полностью механизирован. Это позволяет наносить сложные, замысловатые узоры и рисунки на стеклянную поверхность любой формы и размера. Благодаря способности современного оборудования менять степень и глубину матирования, нанесенное изображение может быть полностью матовым, иметь легкий туманный налет или же быть объемным, что делает изделие эффектным и оригинальным.

5. Спечной витраж (фьюзинг).
Фьюзинг — спекание элементов на специальном обезжиренном стекле. При обработке используется печь с регулировкой температурных режимов. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.

Первые сплавленные кусочки стекла были получены еще в 1 веке до н.э., современные же плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг (от англ. Fuse – плавление) впервые появились в 1990 г. в Германии. Кусочки цветного стекла соединялись между собой не с помощью металлических протяжек, а посредством спекания под действием очень высоких температур (600-850С). Данный метод стал продолжением техники горячей эмали, однако использование прозрачного стекла, пропускающего световые лучи, позволило придать технике эмалирования необыкновенные яркость и чистоту, легкость и ажурность.

6. Травленый витраж.
Конкретно, разберем матированные витражи.

Чтобы изготовить матированную композицию, стеклу придают некую шероховатость. Витражи с такой поверхностью выполняются различными технологиями, в частности лазерным излучением, металлическим напылением, химической обработкой и пр. Такая техника обеспечивает исключительную долговечность витража.

Техника травления берет свое начало со времен существования Древнего Рима, когда стекло матировали, растирая песок на стекле с помощью плоского камня. Позднее стало известно, что использование песка возможно в художественном декоре стеклянной поверхности. Вначале создавались простейшие узоры и рисунки, однако в процессе доработок оборудования для матирования изображения становились все более сложными.

Химический способ матирования имеет также свою историю. Данный метод ранее являлся токсичным, поэтому многие витражисты внедряли разные формулы по созданию матирующего вещества с добавлением соляной кислоты, фторсиликата натрия и пр., что ускоряло процесс травления стеклянной поверхности. В Японии был изобретен состав, основанный на расплавленных солях с добавлением гидроксида, бикарбоната одновалентного катиона. Сложность состояла в затрудненных условиях работы по расплавке солей. Затем были созданы специальные матирующие пасты, использование которых приводит к проявлению рисунка, однако основным их веществом стали кислоты (плавиковая и серная).

В 2002 году для матирования стекла изобретается сложный многокомпонентный реактив, который состоял из нитрата калия, нитрата лития, сульфата бария, фторида бария и диметилсульфоксида.

Как правило, происходит матирование стекла, зеркал и оргстекла.

7. Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

8.Фацетный.
Фацетные витражи делаются из ограненных элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла.

Технологию изготовления фацетного витража можно отнести к классической. Отличие от последней состоит в том, что все или некоторые элементы стеклянной картины специальным образом предварительно обрабатываются в несколько этапов. Вначале при помощи специального станка со стекла под необходимым углом срезается кромка. Затем происходит ее шлифовка, в результате которой она становится матовой и не пропускает свет. И заключительным этапом является полировка, которая делает деталь полностью прозрачной.

Имитации витражей:

1. Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Заливной витраж считается лучшей имитацией технологии Тиффани. Все этапы разработки выполняются опытным мастерами витражного производства. Благодаря использованию специальных красок и влагостойких покрытий, срок эксплуатации таких композиций практически неограничен.

2. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Пленочные витражи изготавливаются из специальных полимерных материалов разных цветов и оттенков. Для фиксации здесь используются прижимы и оловянный или свинцовый профиль. Такой вариант является бюджетной альтернативой дорогим элитным витражам.

История пленочных витражей напрямую связана с историей XX века. Война, пронесшаяся над миром в сороковых годах прошлого века, оставила после себя колоссальные разрушения: многие города и поселки лежали в руинах. Для их скорейшего восстановления потребовались новые технологии, позволяющие быстро и качественно возводить красивые здания.

В настоящее время витражные пленки изготавливаются в различных странах по всему миру.

3. Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу. Является разновидностью пленочного. Хотя для накладок может использоваться и цветное стекло.

4.Фотопечать
Наиболее долговечная и качественная фотопечать — в триплексе. Существует также прямой и пленочный варианты. Рисунок здесь может быть абсолютно любым. Фотовитражи считаются одним из лучших вариантов бюджетного декора. Однако устанавливать такие композиции следует подальше от яркого солнечного света.
Техника полноцветной печати фото на стекле появилась совсем недавно – чуть больше одного десятилетия назад.

Витражи в современном дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Витражи — это всегда вневременные и элегантные тенденции в оформлении домов, офисов, гостиниц и общественных мест. Яркие кусочки цветного и бывшего в употреблении стекла привносят увлекательный вид в современный интерьер. Витражи добавляют роскошь и элегантность в оформление окон и дверей. В современном дизайне с элементами витража используются красивые перегородки и предметы декора, которые превращают помещение в оригинальное, стильное и шикарное пространство.

Витражи в современном дизайне, фото № 1

Современные витражные идеи заново создают классическое оформление окон, предлагая захватывающие сочетания стекла, светодиодных светильников и произведений искусства, интегрированных в дизайн. Витражи изготавливается из разноцветного стекла для окон, дверей, межкомнатных перегородок и декоративных стеновых панелей, создавая привлекательные узоры, поддерживаемые прочными конструкциями.

Витражи и украшенные им детали улучшают дизайн интерьера, создавая стильный мост между ретро и современным стилями.

Витражи в современном дизайне, фото № 2

Небольшие предметы декора с витражами, такие как солнцезащитные козырьки, абажуры, декоративные настенные панели, рамы для картин и подсвечники, прекрасно смотрятся с такими значительными элементами, как двери, окна, потолки. Витражные изделия любого дизайна работают вместе, чтобы привнести яркую роскошь в современный интерьер. Витражи — это художественные способы обустройства и украшения помещений. Витражные узоры и орнаменты в современных стилях увеличивают пространство и усиливают красоту любого дома.

Витражи в современном дизайне, фото № 3

ВИТРАЖ — это… Что такое ВИТРАЖ?

[франц. vitrage; лат. vitrum — стекло], вид монументальной живописи, основой к-рого является орнаментальная или сюжетная композиция из стекла (реже слюды) или на стекле, размещенная, как правило, в оконном проеме. В христ. традиции В. широко использовался в средневек. храмах Зап. Европы, прежде всего романских и готических, где он являлся частью художественного ансамбля, важным элементом архитектуры.

Цветные стекла существовали уже в Др. Египте со 2 тыс. до Р. Х., в Др. Риме — с I в. по Р.Х. Судя по описаниям современников и археологическим данным, цветное стекло было использовано в окнах собора Св. Софии К-польской (а также зеркала), рим. ц. Санта-Сабина (ок. 430), известны 3 фрагмента с изображением Иисуса Христа из ц. Сан-Витале в Равенне (ок. 547), в Зап. Европе — в мон-ре Ярроу в Англии (686). Согласно «Liber pontificalis», окна алтарной апсиды следовало украшать цветным стеклом. В романский период (X-XII вв.) В. исполняли гл. обр. в мозаичной технике, что сближало их композиции с мозаиками пола и монументальными росписями стен, детали прорисовывали темными красками. В сер. XI в. появились первые фигурные и сюжетные В. из фрагментов цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений, напр., в соборе Нотр-Дам в Шартре (до перестройки в 1260), базилике аббатства Клюни (XI в., не сохр.). Наиболее сохранившиеся без значительных утрат В. этого периода — группа пророков в хоре собора Аугсбурга (1065, Германия). Рецепты и методы изготовления В. приводились в специальных рукописях, напр. трактатe «Diversarum atrium schedula» мон. Феофила («О разных ремеслах», XI в.), к-рого исследователи отождествляют с западноевроп. мастером по обработке металла Рогером из Хельмарсхаузена (см. ст. «Прикладное искусство Византийской империи», а также: Theophilus: De diversis artibus / Еd. and transl. C. R. Dodwell. Oxf., 1986).

Бегство в Египет. Витраж из капеллы Девы Марии собора в Бове.
<!-- *** native *** -->

    <script async src= Франция. 1238-1248 гг. Фрагмент» align=»center» hspace=»2″ vspace=»2″/>

Бегство в Египет. Витраж из капеллы Девы Марии собора в Бове. Франция. 1238-1248 гг. Фрагмент


Бегство в Египет. Витраж из капеллы Девы Марии собора в Бове. Франция. 1238-1248 гг. ФрагментВ готическую эпоху искусство В. достигло расцвета; были известны 2 основных типа В.: со свинцовой арматурой и из монолитных стекол. Цветное стекло получали путем добавления в расплавленную массу окислов металлов: для синего — кобальта, зеленого — меди или железа, желтого — марганца или железа, красного — сочетания марганца с железом или медью и т. д. Согласно эскизу, отдельные фрагменты вырезали из стекла раскаленным железным острием. При необходимости темными керамическими красками наносили основные детали изображения, после чего расписное стекло подвергали обжигу. Затем красками выделяли освещенные и затененные места и вновь обжигали стекло. Полученные фрагменты скрепляли свинцовыми перемычками, составлявшими сетчатую несущую конструкцию, к-рую помещали в оконную раму. В. из монолитных пластин бесцветного тонированного стекла расписывали керамическими красками различных цветов либо в технике «гризайль» (белой и коричневой или серой и черной красками). В XII-XIII вв. множество соборов были украшены В.: во Франции — в аббатстве Сен-Дени, городах Бурж, Ле-Ман, ц. Сент-Шапель в Париже и др.; в XIV-XV вв. в Англии — Кентербери, Йорке, Уэлсе и т. д. В сер. XII -1-й пол. XIII в. в Германии возникли 3 и 5-частные циклы В. с Древом Иессеевым в центре и фланкирующими сюжетами из жизни Христа и чтимых святых, напр. в церквах мч. Патрокла в Зосте (1160-1666), мон-ря в Альпирсбахе (60-70-е гг. XII в.). В XII в. стали изготавливать окна с медальонами, центральное место в них занимали сюжеты из Свящ. Писания, с XIII в. на В. появились изображения архитектуры, напр. колонные аркады. В росписи стекла мастера использовали приемы фресковой живописи. Прорисовка деталей была рассчитана на восприятие издали. Буквы наносили кистью или выскабливали на фоне, отдельные детали (короны, края одежд) инкрустировали цветными стеклами, имитируя драгоценные камни. Источниками для композиций В. служили гравированные рисунки, напр. из «Biblia pauperum» кон. XIII в., «Speculum humanae salvationis» XV в. (Cod. Lat. 512) и др.

Специфические качества В. определили его особую роль в ансамбле готического храма: подчиненность принципу сквозной архитектуры обусловила эффект дематериализации, наивысшего одухотворения образов. Способность цветного стекла не только пропускать, но и преображать свет сближала В. с характерным для средневек. мысли стремлением познать природу Божественного света. Свет как поток, связующий мир земной и горний, соответствовал важнейшим понятиям христианства: «истина», «дух», «любовь», «знание»; насыщение пространства храма многокрасочным освещением создавало особую эмоциональную атмосферу.

В XIII-XIV вв. техника В. в целом не менялась, расширилась цветовая гамма, стали накладывать цветное стекло на бесцветное, что давало бо́льшее разнообразие тонов, позволяло увеличить площадь остекления и вставлять В. непосредственно в оконные переплеты. Цветовые нюансы стали тоньше, открытие в XIV в. серебряной краски, дававшей оттенки от светло-желтого до оранжевого, позволило уменьшить количество фрагментов В. Отдельные фигуры и группы изображали на фоне узорчатых ковров, порталов, под готическими крышами и балдахинами. Циклы В. получили распространение в Германии, напр. в соборах Кёльна, Ульма и Нюрнберга. Помимо религ. сюжетов на В., подаренных храмам ремесленными цехами, появились изображения каменщиков, сапожников, др. мастеров за работой (собор в Шартре). В XV в. сказалось подражание В. живописи маслом: орнаментальный фон заменили пейзажи и интерьеры, в свою очередь В. оказал воздействие на искусство книжной иллюминации в период зрелого и позднего средневековья.

В эпоху Возрождения В. утратил связь с архитектурой, перерождаясь в живописную картину: открытие прозрачных эмалей позволило расписывать формы чистого стекла. Для Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло, А. Дюрера, создававших эскизы В., он не более чем живопись на стекле. Несмотря на оживление в XVI в. в связи с изготовлением В. для соборов в Париже, Руане, Бове, Труа (Франция), Гауде (Нидерланды), Брюсселе (Бельгия) и др., к кон. века в искусстве В. настал упадок, в ансамблях барокко и классицизма он не был востребован. С возникновением интереса к готике в Зап. Европе XIX в. были предприняты попытки возродить В., сводившиеся гл. обр. к стилизациям.

Под влиянием искусства Зап. Европы для украшения окон вместо традиц. цветного остекления В. с образами святых стал использоваться на востоке христ. мира: с XII в.-в нек-рых храмах К-поля (ц. Пантократора), в ц. Богородицы мон-ря Студеница (орнаменты с геральдическими мотивами, сев. фасад главного нефа, XIII в., Сербия). Цветные стекла, в т. ч. с росписью, использовались и в храмах Др. Руси. Их фрагменты обнаружены при раскопках (в основном в вост. части храмов) Десятинной ц. в Киеве, Нижней ц. в Гродно (медные обоймицы с цветными стеклами круглой, прямоугольной, овальной и ромбовидной формы), ц. свт. Иоанна Златоуста в Холме, а также в храмах Галича, Вел. Новгорода, Владимира (9 стекол в Мономаховом городе между Рождественским мон-рем и Дмитриевским собором и др.) и в Суздальском кремле. 85 фрагментов собраны в Успенском соборе Елецкого мон-ря (Чернигов) в слое пожара на месте алтарной преграды (синие, желтые, красные, темно-зеленые; многие с растительной и геометрической росписью). Большая серия фрагментов темно-красного стекла с росписью (растительный орнамент и неск. букв надписи) найдена на городище Ст. Рязань при раскрытии в 2001-2002 гг. к северо-востоку от придела ц. святых Бориса и Глеба (1-я пол. 90-х гг. XII в.). Поскольку в их составе присутствуют следы как западноевроп., так и визант. рецептуры варки стекла, о происхождении восточнохрист. В. ведутся споры. По документам, собранным И. Е. Забелиным, а также по западноевроп. гравюрам, отмечалось эпизодическое использование цветных оконных стекол в древнерус. храмах, но в целом стекло как материал для святых изображений не приветствовали, опасаясь хрупкости материала. В XVIII-XIX вв. производство икон на стекле стало популярным во мн. селах румын. Трансильвании (самая древняя из известных датируется 1780 г. и принадлежит мастеру из Брашова по имени Ионица).

Появление В. в правосл. храмах России начиная с XVIII в. было обусловлено переменами в религ. культуре, прежде всего ориентацией рус. зодчих XVIII-XIX вв. на памятники Зап. Европы, когда в куполах стали использовать круглые окна (люминарии), в к-рых часто устанавливали желтые стекла с изображением Всевидящего Ока (ц. Спаса Нерукотворного образа при Главных дворцовых конюшнях, ц. св. Александра Невского при Сенате и др.). Появились и стали распространенным явлением иконы на стекле во мн. правосл. храмах XIX в.

В. получили распространение в России с появлением стиля эклектики, воплотившей в архитектурной практике идеи романтизма, для к-рого символика стекла была притягательна: одновременно оно было знаком входа в неземное царство истины, света и духа, и преграды, защищающей человека от ослепительного Божественного сияния. В. (цветные окна) стали обязательной принадлежностью псевдоготики, одного из проявлений стиля эклектики, напр. декорация ц. св. Александра Невского (К. Г. Шинкель, проект 1829 г., построена 1831-1834, парк Александрия в Петергофе). Утверждение В. произошло после установки в алтарном окне Исаакиевского собора огромной стеклянной иконы с изображением благословляющего Христа по Воскресении (1844, проект худож. Г. М. фон Гесса), послужившей образцом для мн. церквей в столице и провинции. В 1820-1910 гг. были украшены В. более 30 правосл. храмов, существовавшие ранее и новые, в С.-Петербурге, др. городах и мон-рях: Спасо-Преображенский собор в Выборге (1788), ц. Успения во Львове (построена в кон. XVI — нач. XVII в., витражи нач. XX в.), семинарская ц. в резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах (1878).

Лит.: Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of Byzantine Institut in Instanbul // DOP. 1963. Vol. 17. P. 333-371; Witzleben E. Licht und Farbe aus Frankreichs Kathedralen. N. Y., 1968; Щапова Ю. Л. Стекло Киевской Руси. М., 1972; Grodecki L. Le vitrail roman. Friebourg, 1977; Cowen P. Rose windows. San Francisco, 1979; Henderson J., Mundell Mango M. Glass at Medieval Constantinople: Prelim. Scientific Evidence // Constantinople and its Hinterland: Papers from 27th Spring Symp. of Byzant. Studies, Oxf., apr. 1993 / Ed. C. Mango, G. Dagron. Aldershot; Brookfield, 1995. P. 333-356; Волобаева Т. В. Витражи в рус. культуре: С.-Петербург и его памятники: АКД. СПб., 1999; Лядова А. В. Витражные стекла из Владимира и Суздаля // Рос. Арх. 2005. № 1 [в печати]; Dell’Acqua F. «The unclassical nature of Byzantine church interiors»: enhancing luxury through glass, from Asia Minor to Italy // DOP. Vol. 59: [Workshop on Byzantine glass] / Ed. by A.-M. Talbot a. D. Whitehouse [в печати].

Е. Э. Спрингис

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Что такое витраж описание история

Они обычно устанавливаются в световых проемах – окнах, дверях, фонарях. В связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и специальных украшений художественных изделий.

Искусство витража берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили украшением помещения. С течением времени их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения непрерывно совершенствовались. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий. Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая новые течения в современном искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи. Декоративность, свойственная витражу, как и всем видам искусств, выступает как закономерное явление, без которого нельзя представить себе искусство как таковое.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих огней рассвета. Что касается искусственного освещения витражей, например, лампами дневного света, установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветовых эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. В отдельных случаях возможно применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов. В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков.
Свет, проходящий сквозь застеклённую поверхность, как бы проецирует изображение на окружающее пространство, трансформируя его в пространственный образ, который составляет суть и цель искусства витража». Там, где другие виды монументального творчества для достижения пространственного впечатления прилагают максимум усилий, художественные витражи минимумом средств достигают необходимого эффекта. По силе воздействия на окружающее пространство они сравнимы с архитектурой, однако не дублируют её в данной функции, а создают качественно иные образы. Именно в этой особенности витража заключается одна из причин его возвращения в современную архитектуру. Реформа архитектуры в 20 и 21 веках привела её к проблеме выбора между атмосферой с естественным освещением и пространством, окрашенным светом. С распространением бетона и стали, стена преобразуется в сеть столбов и звеньев, подобных основе ткани, пригодных лишь для укрепления стеклянных плит. Эти пластины из прозрачного стекла можно рассматривать как нечто вроде рудиментарных витражей.

Специфика взаимодействия витража и архитектуры послеготического стиля заключается в том, что между всеми составляющими складываются отношения равенства. Такой тип отношений не отрицает взаимосвязей элементов, но практически не приводит к созданию структурных образований, какие мы видим в архитектуре готических соборов. Отношения между элементами синтеза во многом зависят от творческого кредо исторической эпохи. В подобном случае, витражам отводится роль одного из многих декоративных акцентов интерьера.

Что такое витражи? (с картинками)

Витражи — это окна из цветного стекла, которые были созданы для создания абстрактного дизайна или графического изображения. Они широко распространены в большей части Северного полушария, особенно в религиозной архитектуре. Многим людям нравится эстетика этих окон, которые наполняют внутреннее пространство многоцветным светом и выполняют декоративную функцию, а формальные здания иногда включают в себя акценты витража.Цель, стоящая за ними, не сосредоточена на пропуске света; это расширение пространства, рассказывание истории или благоговение перед наблюдателем.

King Часовня Королевского колледжа в Кембриджском университете включает в себя множество средневековых витражей.

Процесс создания витражей довольно кропотливый и включает в себя пайку отдельных панелей витража, иногда сотнями, для очень больших или сложных окон. Куски витража нарезаются в различные формы и располагаются, как правило, на большом рабочем столе, и ремесленник должен иметь хорошее представление о том, как будет выглядеть и чувствовать окно, когда оно будет готово.Детали медленно прикрепляются друг к другу, а затем заключаются в большую раму, которая будет крепко удерживать окно на месте после его установки.

Stained glass. Витраж

Проектирование витража требует обучения. Окна часто видны с большого расстояния, поэтому рисунок должен быть различим, даже если окно очень далеко. В большинстве витражей используются очень простые базовые рисунки с крупными цветными блоками, благодаря чему дизайн будет хорошо читаться, хотя при абстрактной работе гораздо больше гибкости, когда не нужно передавать такие детали, как лица и цветы.Чрезвычайно сложные конструкции могут читаться только близко, и больше подходят для проходов и других интимных зон.

Если витражи хорошо спроектированы и собраны, они могут служить веками, и в Западной Европе есть многочисленные примеры средневекового витража в соборах и небольших церквях.В большинстве случаев на этих потрясающих полупрозрачных изображениях изображены святые, истории из Библии или покровители собора. Когда солнце попадает в эти окна, они превращаются в живые драгоценности света и преобразуют интерьер здания.

В меньших масштабах витражи часто используются как декоративные акценты в домах и на предприятиях.В частных помещениях, где требуется немного естественного света, может использоваться цветное стекло, в то время как витражные панели также используются для изготовления декоративных знаков, таких как этикетки для комнат отдыха и столовых. В некоторых случаях, прежде всего прозрачное окно может иметь акценты витража, такие как геометрические фигуры или цветы, чтобы добавить некоторый визуальный интерес, все еще пропуская много естественного света в пространство.

A stained glass window. Витраж.,

Как изготавливаются витражи?

Когда вы слышите слово «искусство», что приходит на ум? Вы думаете о знаменитых картинах? Как насчет общественных произведений искусства, таких как скульптуры? Возможно, вы думаете о своих собственных творениях, которые прикреплены к передней части холодильника с помощью магнитов?

Как насчет зданий? Вы когда-нибудь отождествляете архитектуру с искусством? Некоторые из самых красивых зданий, когда-либо построенных, безусловно, являются произведениями искусства, изготовленными из камня, дерева и стекла.

Говоря о стекле, некоторые из самых красивых, художественных частей старых зданий, таких как церкви и мечети, являются витражами.Эти хрупкие, красочные стекла делают намного больше, чем просто пропускают свет. Они обладают способностью рассказывать истории и вызывать эмоции.

Создание красивых витражей требует художественного видения и большого мастерства в работе со стеклом и металлом. Это искусство, которое требует огромной самоотдачи и многих лет обучения. Так как же художники из цветного стекла создавали эти произведения искусства так много лет назад?

Витражи начались с дизайна. Сначала художник должен был разработать полноразмерные эскизы (так называемые «карикатуры»), которые отображали общую композицию окон, в том числе формы отдельных кусков стекла, цвета стекла, которые будут использоваться, и детали, которые должны быть нанесены на стекло. куски.

После завершения проектирования отдельные куски стекла можно вырезать из более крупных кусков цветного стекла. Специальные инструменты, такие как разделительные утюги и чугунные утюги, использовались для резки и придания формы кусочкам цветного стекла в соответствии с формами, требуемыми в дизайне.

С помощью кусочков цветного стекла, вырезанных по форме, художники затем раскрасили отдельные кусочки стекла, чтобы получить точные цвета с точными деталями, которые они желали. Ремесленники витража использовали стекловидные краски, которые содержали частицы порошкового стекла, взвешенные в жидкости.

После того, как они были окрашены, отдельные куски стекла были бы обожжены в дровяной печи, известной как печь. Частицы порошкообразного стекла в стекловидной краске плавятся, что приводит к постоянному слиянию краски со стеклом.

Чтобы собрать отдельные кусочки стекла в готовую панель, кусочки должны быть скреплены узкими гибкими полосками свинца, которые будут соединяться вместе свинцом и оловянным сплавом, называемым припоем. Наконец, полужидкий цемент был применен, чтобы закрепить кусочки стекла внутри свинцовых полос и сделать готовое окно водонепроницаемым.

Хотя это может показаться простым и легким процессом, это не так! Было много вариаций этого процесса, и талантливые художники могли потратить тысячи часов, работая над созданием больших витражей для мечетей и соборов.

,
Stained Glass by Dedicated Professional Наш опыт и опыт проектирования привели к заказам от клиентов во всех пятидесяти штатах (США), а также в некоторых странах за рубежом.

Обзор

Мы — организация художников и профессионалов, которые взяли на себя обязательство предоставлять высококачественные витражи для людей с любым уровнем дохода.Наш опыт и опыт проектирования привели к заказам от клиентов во всех пятидесяти штатах (США), а также в некоторых странах за рубежом.

История

Основанная в 1997 году владельцем и оператором Дереком Шмидом, организация стала лидером в области производства изделий из витража. Организация, принадлежащая семье и управляемая ею, стремится обслуживать домовладельцев, школы, отели, рестораны, церкви, больницы и различные другие учреждения, запрашивая высококачественные витражи и осветительные витражные светильники.

  • Оптимизированный процесс: После 20 лет создания нестандартных одноразовых витражей для наших онлайн-клиентов наша компания стала лидером в области качества и упростила процесс изготовления нестандартных витражей в сочетании с наши быстрые сроки производства.
  • Ни один запрос для нас не является слишком большим или слишком маленьким: Мы стремимся предоставлять услуги людям с любым уровнем дохода. На протяжении более двух поколений наши преданные профессионалы сохраняли дружеское отношение к общественному бизнесу, используя передовые технологии, чтобы наши клиенты были довольны и каждый раз получали то, что заказывали правильно.
  • Локальное и глобальное присутствие: Помимо обслуживания клиентов во всех пятидесяти штатах (США), мы обслуживаем клиентов по всему миру. Хотя многие домовладельцы и малые предприятия заручились помощью наших сотрудников, мы также с гордостью завершили проекты для Диснейленда (Анахайм), Costco, Trek Bicycles, Adidas, домов престарелых Сент-Пола, ВМС США, Оранжевого усиления и многих других. ,
  • Высочайшее качество, доступные цены: Хотя некоторые могут подумать, что лидер отрасли такого типа будет дорогостоящим, мы предлагаем доступные цены без ущерба для качества, что отличает нас от наших конкурентов.Мы используем витражное стекло высочайшего качества (производство Spectrum Glass TM из США) и очень высококачественную свинцово-оловянную смесь для связывания, которая имеет насыщенный цвет и прослужит многие поколения. Мы гарантируем, что мы доставим вам продукт высочайшего качества с насыщенным цветом, который прослужит многим поколениям.

Наша сила

Используя уникальную компьютерную программу, наши художники разрабатывают узоры из цветного стекла и позволяют клиентам модифицировать и дорабатывать их по своему вкусу по электронной почте.После того, как их индивидуальный дизайн был создан в соответствии с их уникальными потребностями, наш талантливый персонал начинает изготавливать стеклянные окна на основе этих точных спецификаций.

Сочетая мастерство старого мира с интеграцией новых технологий, наша компания стала первым выбором, когда дело касается потребностей в витражах, вставках шкафов, перегородках, небесном освещении, дверях, транцах, боковых панелях, световых коробах, и таблицы. Недавно наша студия начала рассылать изображения процесса создания клиентам, помогая им более активно участвовать в приключениях и укрепляя нашу репутацию дружелюбного домашнего имени в индустрии витражей.

Не соглашайтесь на меньшее

Когда речь идет о витражах, это больше, чем простой вариант обычного окна. Витраж является уникальной формой искусства сам по себе, и мы всегда стремимся предоставить клиентам максимально возможное качество для любого типа заведения.

Не соглашайтесь на меньшее! Позвольте нам подготовить доступную, привлекательную витражную панель для вас сегодня!

.
Deke’s Techniques — 090 Проектирование витража

Детали курса

Этот курс представляет собой коллекцию коротких проектов Photoshop и Illustrator и творческих эффектов, которые можно выполнить за десять минут или меньше. Сериал преподается гуру компьютерной графики Дике Макклелландом и представлен в его фирменном пошаговом стиле. Цель состоит в том, чтобы показать, как различные функции Photoshop и Illustrator могут быть объединены и использованы в реальных примерах, чтобы их можно было сразу применить к творческим проектам.

Примечание. Поскольку эта серия продолжается, зрители не получат сертификат об окончании.

инструктор

  • Click here to view Deke McClelland’s instructor page

    Дик Макклелланд

    Самозваный эксперт в Type & Graphics

    Дик Макклелланд — отмеченный наградами автор, педагог и титан редактора изображений и графического дизайна.

    Deke является автором более 50 видеокурсов по креативным изображениям, графике, 3D и дизайну для ведущего в отрасли lynda.com. Один из наиболее отмеченных наград писателей в бизнесе, Дик написал более 80 книг, переведенных на 24 языка, тиражом более 4 миллионов экземпляров. К ним относятся «Библия фотошопа », несколько книг « для чайников» и его собственная серия «Один на один» , опубликованная в «Deke Press». В свободное время Deke управляет dekeOnline (deke.com), где он публикует эпизоды своей популярной еженедельной серии lynda.com Deque’s Techniques . Он живет в Боулдере, штат Колорадо, со своими двумя сыновьями.

    Узнать больше См меньше

Навыки, охватываемые этим курсом

Зрители этого курса

89 460 человек посмотрели этот курс

Что они делают

Креативный дизайнер, студент и разработчик программного обеспечения

Где они работают

Связанные курсы

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *