мастер-класс со схемами и фото
Пэчворк, или лоскутное шитье, одновременно зародился практически по всему миру. Изначально целью была экономия ткани и использование ее остатков. Но сейчас это направление превратилось в настоящий раздел искусства. Изделия в этой технике стали не только красивым украшением, их также показывают на выставках. Одним из популярных направлений стал японский пэчворк, для начинающих он не сложнее, чем английский.
Основным отличием служит стежок «вперед иголкой» и использование шелка вместо хлопка. Еще японские мастерицы никогда не используют швейные машинки – работают исключительно вручную, потому и получают индивидуальную и неповторимую вещь. В английском стиле практически не используются аппликации, но в Японии это известная техника.
Сфера использования
Изначально лоскутки применялись для починки одежды. Но сейчас можно встретить множество вещей в этой технике. Дизайнеры делают мебель, украшения, сумки, шьют занавески и чехлы на подушки. Существует множество схем, по которым можно повторить работы мастеров.
К отдельной разновидности можно отнести собирание картин из кусочков ткани. Иногда работа сделана настолько хорошо, что люди путают ее с живописью по шелку. Украшается это все природными и геометрическими орнаментами, домиками и рисовыми полями. Часто по краю пришивают кисти.
Стежка сашико и шитье йосегире
Одной из особенностей был, как мы уже упоминали, стежок. Использовался он изначально только в японском пэчворке. Называется – сашико, это тонкая пунктирная стежка. Все стежки должны быть одинаковой длины. Находиться они могут как на контрастной, так и на однотонной ткани. Используется техника не только для соединения лоскутков, но и для украшения.
В соответствии с религией синто, любая вещь является одушевленной. Передалось это особое отношение и на ткани. Хороший шелк для японской женщины был равноценен украшениям, поэтому простым сословиям дорогую одежду носить не разрешалось. Тогда торговые гильдии придумали сшивать для нарядов кусочки хорошей ткани. Придумка получила название йосегире – лоскутное шитье. Сейчас ее приспособили для создания многих стильных штучек.
Подставка под горячее
Сегодня в этом мастер-классе мы предлагаем сделать полезную вещицу для кухни — подставку под горячее.
Раздобудьте ткань-основу (36×36 сантиметров). Сразу определитесь, в какой цветовой гамме должно быть готовое изделие. Для набивки возьмите синтепон (33×33 сантиметра). Рисунок будет состоять из шести тканевых полосок (90×4).
По заранее вырезанному треугольному картонному шаблону скомпонуйте рисунок, оставив полсантиметра припуска. Вы можете ориентироваться на фото или использовать собственный вариант. Восемь треугольников должны быть равнобедренными с углом 45°. Сложите макет салфетки, сшейте и заутюжьте.
Два квадрата разрежьте пополам и пришейте на углах. Теперь подравняйте края и сложите все три слоя. Между рисунком и основой должен быть синтепон. Аккуратно завернув, зашейте край.
Видео по теме статьи
Много интересного вы также сможете узнать из нашей подборки видео-уроков:
Японский пэчворк. — Мир красоты
Японский пэчворк, как и многие другие виды японской деятельности, направлен на отдых, расслабление, уединение. Пэчворк для японцев — это некое волшебство, которое не приемлет резких контрастов в цветовом исполнении.
Лоскутное шитье не сразу появилось в Японии в своем современном виде. Его зародыши нашли отражении в стеганых монашеских одеяниях, сшитых из прямоугольных лоскутов, характеризующих рисовые поля.
Кстати говоря, именно стёжка и была характерной чертой японского лоскутного шитья. Специальными стежками соединялись несколько слоев ткани, тем самым образуя занимательные геометрические узоры на одежде. Как правило, такая техника была популярна в основном из-за экономии материала при починки старой одежды.
В те времена с той же самой целью экономии известные японские подушечки или матрасы «футоны» шили как раз в этой самой технике. Дело в том, что футон был достаточно дорогостоящим предметом мебели и менялись они крайне редко.
Тогда изобретательные японцы придумали перекрывать износившиеся места новыми лоскутами, в результате чего подушки выглядели как новые и были пригодны для дальнейшего использования.
Но все это были лишь задатки, предпосылки к истинному искусству пэчворка, конечно, были связаны с экономией, но немного другого рода. Как и в Англии, появлению японского пэчворка поспособствовали ограничения со стороны политиков по ввозу китайских тканей в страну.
Тогда Япония испытала страшный дефицит, что в итоге повлияло на развитие текстильной японской промышленности, но привычка использовать ткань только в крайней необходимости обратилась в самую настоящую традицию. Тогда ни один японец не мог себе позволить выбросить даже самый маленький лоскуток ткани — все должно было пойти в дело.
А поскольку лоскуты теперь применялись не для починки, а непосредственно для шитья одежды, то подбирались они с особым вниманием. Наряду с этим появился новый вид ручного творчества — кинусайг.
Отличительной чертой этого рукоделие было применение живописи в текстильном искусстве. Происходило это так: на специальных деревянных дощечках при помощи разнообразных цветных лоскутков составлялись картинки, а когда картина была готова, лоскутки сшивались между собой. Конечно, стоит отметить, что тогда эта техника преследовала уже не экономические, а скорее творческие цели.
Японский пэчворк — особенности
На первый взгляд у человека, ранее не сталкивающегося с пэчворком, складывается впечатление, что японская техника ничем не отличается от английского варианта.
Но на самом деле японский пэчворк имеет отличительные особенности:
- В японском пэчворке используются одновременно стёжки и элементы лоскутного шитья.
- Основным мотивом японских картин с самого начала стали прекрасные цветы и рисовые поля. Очень причудливо японцы выстраивают геометрические узоры из лоскутов, в итоге изображающие распускающиеся цветы.
- Японский пэчворк отличается от английского выбором использующихся тканей. В традиционном варианте выбираются хлопчатобумажные лоскутки, но японский пэчворк состоит в основном из шелковых тканей.
- Для японского шитья характерна собственная техника вышивания — сашико. Суть её в использовании стежка «вперед иголку».
- Изделия в технике японского пэчворка обычно украшаются кистями или бахромой, что позволяет изделию выглядеть более богато.
Разные техники японского пэчворка
Техника сашико
Как уже говорилось раньше, стёжка — это одна из «визитных карточек» пэчворка Японии. Стежка имеет довольно богатую историю. Если изначально она использовалась для толстых стеганных одеял и верхней одежды, то потом обнаружилось, что одежда, выполненная при помощи техники стёжки, может отлично применяться воинами как доспехи.
И действительно, стеганные доспехи прекрасно защищали воинов от вражеских стрел и ударов мечом. Стоит отметить, что идею о стеганных жилетах переняли и жители Кореи, Китая и Индии.
Стежка в японском рукоделии особенная, она отличается от других стран. Она выполняет не столько свою функциональную задачу, сколько декоративную. Стёжка «вперед иглой» может выполняться в различных направлениях (совсем не обязательно делать прямые линии, главное, чтобы длина каждого стежка была одинаковой).
Также стёжка может быть выполнена нитями по цвету отличными от цвета основного полотна. По форме стёжка может быть как обычной, так и создавать на ткани живописные узоры, картины и выступать в качестве аппликации.
Другими словами, все зависит только от фантазии человека, занимающегося пэчворком, главное, чтобы изделие получилось аккуратным.
Техника йосегире
Если говорить непосредственно о лоскутном шитье в Японии, то стоит отметить, что этот вид рукоделия был не просто занятием досуга, но и носил особый смысл. Изделия, выполненные от разных лоскутов дарились с целью пожелать одариваемому долгой жизни, а переделка старых вещей считалась укреплением духа.
Вообще к текстильной продукции в Японии всегда относились очень почтительно. По религии Синто, ткани, будучи неодушевленными предметами, наделялись душой.
Также из-за высокой стоимости и ценности были времена, когда ткани использовали в качестве награды и даже денег, а отрез дорогого шелк почитался женщинами выше драгоценностей и считался лучшим подарком.
Но был период в жизни этой страны, когда дорогие ткани были запрещены и женщинам приходилось придумывать различные ухищрения, дабы продемонстрировать свои наряды. Для этого был применен метод «маскировки», когда богатые одежды прятали под более дешевыми.
Но японки на этом не остановились и придумали, что можно показывать дорогие ткани по чуть-чуть, т. е. вшивать по небольшим лоскуткам. Эта техника получила название йосегире.
Эта техника получила такое распространение, что постепенно перешло в моду, а в дальнейшем в национальную традицию. Если изначально лоскуты пришивались как получится, безо всякой системы, то в последствии модницы научились складывать из них узорчатые картины, которые позднее переплелись с техникой сашико и стали называться японским пэчворком.
Интересно, что на основе японского пэчворка развивается современное направление крейзи-пэчворк, главной задачей которого является оформить изделие лоскутами ткани так, чтобы они выглядели как украшенные вышивкой или драгоценностями.
Ручная работа
Главной особенностью японского пэчворка было и остается использование исключительно ручного труда. Несмотря на обилие механических машин, способных выполнять ту же самую работу намного быстрее, японки продолжают исполнять технику вручную, считая. что только так изделия получается «настоящим».
Именно поэтому настоящая японская одежда имеет довольно высокую цену и отличается несравненным качеством. Также перешивание старых вещей и обновление их при помощи лоскутков ткани остается любимой японской традицией, которой жители страны, несомненно, могут гордиться.
Вообще стоит заметить, что японский пэчворк в сравнении с аналогичными европейскими и американскими техниками выглядит намного изящнее и изыскание.
Кропотливая ручная работа делает японское лоскутное шитье настоящим произведением искусства, которое может создать только истинный японец, гордо хранящий традиции своей страны.
Японцы всегда умели отличиться своей культурой от жителей других стран тем, что видели прекрасное в обыденности и могли создавать прекрасное, опираясь на веление своей души. Великолепная страна и великолепная культура!
Японский пэчворк фото
Источник: rukodelielux.ru/yaponskij-pechvork.
Boro Textiles — Введение
Необработанная простота и функциональная красота искусства боро — это то, что я обожал в течение некоторого времени. Я получаю много вопросов о его происхождении, практике и о том, что представляет собой подлинность, так что, надеюсь, это ответит на некоторые из них.
Боро — это, по сути, практика использования простого бегущего стежка (стежка сашико) для укрепления текстильного изделия с использованием запасных или выбрасываемых лоскутов ткани. Это практика, которая выросла из необходимости в средневековой Японии и превратилась четыре столетия спустя в отчетливо великолепную форму текстильного искусства. Как и само сасико, боро сочетает в себе практичность и красоту.
Boro Stitching — Историческая справка
«Боро» более или менее переводится как «рваный» или «рваный». Для японских крестьян периода Эдо было совершенно необходимо максимально использовать свои ткани, поэтому ни один клочок ткани никогда не выбрасывался. В то время японские крестьяне (особенно на севере) не имели доступа к прочной хлопчатобумажной ткани и вынуждены были довольствоваться домотканой конопляной тканью, которая обычно быстрее изнашивалась.
Используя лоскуты ткани, окрашенные в индиго или коричнево-землистые тона, одежда постоянно чинилась и передавалась из поколения в поколение. Каждый дополнительный клочок ткани — со своей уникальной историей — станет картой истории и наследия семьи. Эволюция узоров и мотивов в укрепляющих швах (сашико) придала этим предметам одежды красивые декоративные штрихи.
Вышивание боро – Философия
Центральное место в боро занимает концепция поиска красоты в починке – ничто никогда не должно быть потрачено впустую, а несовершенства имеют свою утонченную и простую привлекательность.
Вышивка сашико стала популярным во всем мире текстильным ремеслом, так же как и боро. Он превзошел свое происхождение и стал формой текстильного дизайна и художественного самовыражения. Ряд влиятельных японских мастеров сасико активно участвуют в создании и демонстрации изысканных тканей боро.
Одежда из переработанного текстиля боро от Кейко Футацуя
Художник по сашико Кейко Футацуя создает изделия боро из старинных или винтажных японских тканей и окрашенных в растительный цвет нитей сашико, чтобы передать этот традиционный дух и ощущение. В 2016 году Indigo Niche представила некоторые работы Кейко Футацуя в стиле боро на Брисбенской ярмарке ремесел и лоскутных одеял, и это вызвало большой интерес.
Некоторые работы Кейко Футацуи, представленные на выставке Brisbane Craft & Quilt Fair в 2016 г.
Популярность вышивки боро за пределами Японии
Популярность переработанной или переработанной одежды свидетельствует о непреходящей привлекательности ткани боро во всем мире.
Я думаю, что причина возросшей популярности связана с желанием выйти за пределы нашего потребительского образа жизни и соединиться с чем-то постоянным. В современной жизни упор делается на использование предметов, а затем их выбрасывание, и дух боро противоречит этому.
Бегун из боро Сью Хоуи.
Что такое «аутентичный» боро?
Так что же такое «настоящее» боро? Я видел много дискуссий и дискуссий по этому поводу. На техническом уровне, по общему признанию, очень сложно создать подлинный или подлинный боро без десятилетий, даже столетий, чтобы позволить ткани выцветать и хорошо использоваться в повседневной жизни.
Мой творческий процесс черпает вдохновение у женщин того периода и у них получается применять элегантную простую эстетику к тому, что у них есть. Я думаю, что очень важно иметь представление о том, откуда взялись сасико и боро, и не только как они развивались, но и почему.
Я лично считаю, что подлинность может исходить из уважения к традициям при работе с тканями боро — каждый кусок ткани, который вы решите использовать, имеет свою собственную историю, и что починка и несовершенство играют роль в создании красивых изделий боро.
Я купил эту куртку в Йокогаме. Он прекрасно воплощает в себе дух и практику боро.
О чем нужно помнить, вышивая боро
1. Знайте (любите) свою ткань.
2. Понять красоту починки.
3. Используйте качественную нить для сашико.
4. Будьте изобретательны.
Некоторые ссылки
Если вы когда-нибудь будете в Токио, обязательно посетите этот музей.
http://www.amusemuseum.com/english/boro/index.html
Кейко Футацуя — невероятный художник по текстилю боро и сасико, и я не могу рекомендовать ее работу достаточно высоко. Подпишитесь на нее в Instagram здесь:
https://www.instagram.com/sashi.co/
Сашико и Боро — Японские техники починки
Добро пожаловать в Ailist, где мы заглянем в мир текстильного искусства с профилями художников, реальным жизненным опытом на выставках и семинарах, чтобы помочь вам проложить свой собственный путь в этом творческом секторе! Меня зовут Айлиш Хендерсон, спасибо, что присоединились ко мне!
Японские техники штопки стали популярными, поскольку люди поняли ценность и терапевтические преимущества штопки. 0003
Пожалуйста, включите JavaScript
- Сашико
- Боро
Что такое Сашико?
Починка сашико — это метод сшивания, используемый для ремонта ткани и одновременного ее украшения. Его часто относят к категории видимых починок, поскольку используется классическая белая нить для вышивания с контрастной основой из ткани цвета индиго.
Сашико означает «маленькие уколы», сделанные с помощью иглы и нити в ткань. Эти маленькие проколы используются для украшения или ремонта ткани. Традиционно используется для укрепления ткани. Основы японского штопки, разработанные одной из учениц Айлиш
Существуют и другие имена, данные Сашико и Боро, более общие по форме, например ремонт и штопка.
Что такое Боро?
Боро — результат действия Сашико; это ремонт, достигнутый путем сшивания или соединения тканей иглой и ниткой для ремонта или украшения.
Боро означает кусок бесполезной ткани, ставший бесполезным в результате многократного и постоянного использования. Рваная ткань, как правило, ассоциируется с негативными коннотациями.
Для чего используются Сашико и Боро?
Исторически Сашико и Боро использовались на практике. Боро был впервые замечен в середине 1800-х годов скромными бедными фермерами в Японии, которым нужно было согреться в периоды сильных холодов. Это техника, созданная по необходимости, потребность в тепле, чтобы выжить.
В то время использовались слои лоскутной ткани, окрашенной в цвет индиго, из хлопка или пеньки, которые сшивались и чинились с течением времени с использованием метода Сашико, состоящего из постоянных стежков через ткань контрастного цвета — исторически это был белый цвет. Отремонтированная одежда передавалась из поколения в поколение, ее носили несколько членов одной семьи.
В более современные времена японские техники починки используются в мастерских по вышиванию и теми, кто любит наглядную починку. Он больше не используется просто по необходимости. Иконы моды и дома черпали вдохновение в нем и его происхождении для создания капсульных коллекций одежды и предметов домашнего интерьера.
В наши дни Сашико и другие методы починки стали признанным способом снятия стресса. Те, кто пробовал его, сообщают, что он оказывает успокаивающее действие, поскольку позволяет им остановиться и отстраниться от суеты жизни. Он также действует как метод замедления, поскольку он сосредоточен вокруг ручной, а не машинной строчки. Наконец, это механизм отвлечения внимания, так как его можно произвести только прямым использованием рук. Это не требует никаких стрессовых размышлений, но все же это навык. Айлиш Хендерсон старинные ткани и кружева собственного производства, окрашенные ржавчиной
Какие материалы необходимы для японских методов починки?
Вам потребуется:
- Белая хлопчатобумажная нить (желательно толще классической нитки для ручной вышивки, чтобы были хорошо видны стежки) необходимый. В противном случае подойдет что-то темнее белого по тону, так как оно все равно будет контрастировать с белой нитью.
- Ножницы.