Меню Закрыть

Миртовый венок: Мирт, Библейская энциклопедия — архимандрит Никифор Бажанов

Н


Н.Ю.ЗОТОВА

На слабом утре дней златых
Певца ты осенила,
Венком из миртов молодых
Чело его покрыла…

А.С. Пушкин

Мирт обыкновенный (Myrtus communis) – вечнозеленый кустарник из семейства миртовых, распространенный в странах Средиземноморья и широко культивируемый как декоративное растение в других районах с теплым климатом, а также в комнатах и оранжереях.
Относительно мелкие (около 5 см) ланцетные кожистые листья мирта расположены на его ветвях супротивно. А в пазухах листьев располагаются некрупные белые или розовые, очень нежные пятилепестные цветы с множеством тычинок. Они обладают удивительно приятным запахом.
Но не менее приятно пахнут и листья мирта. Если рассмотреть его листочек на свет, то кажется, будто он наколот во множестве мест иглой – это просвечивают многочисленные эфиромасличные железки, благодаря которым растение испускает удивительный аромат.


C миртом связано множество легенд, мифов и поверий. Удивительно богатой истории этого растения может позавидовать даже царица цветов роза.

Веточка мирта обыкновенного

Само слово «мирт» – греческого происхождения, этим растением восхищались еще древние эллины. По преданию, венком из мирта была увенчана Венера во время знаменитого спора, благодаря чему Парис и отдал ей свое яблоко. С тех пор мирт стал любимым цветком Венеры, и она даже нередко называла себя Миртеа. Вокруг ее храмов высаживали множество миртовых кустов, а во время ежегодных празднеств в честь богини, происходящих в апреле, все участники действия, а также и все присутствующие молодые юноши и девушки были увенчаны миртовыми венками. Миртовыми венками украшали в день свадьбы также жениха и невесту.

Мирт играл весьма важную роль в торжествах и в честь Цереры, Прозерпины и Вакха. А в происходивших на острове Крит и в Коринфе празднествах в честь богини луны – Гелотиях – участники торжественно несли один огромный миртовый венок – около 7 сажен в поперечнике.


Мирт играл значительную роль и в общественной жизни древних греков. Так, высшие афинские чины носили миртовые венки в знак власти, и с миртовыми же венками в руках являлись просители, желающие вызвать к себе сочувствие. Миртом украшали победителей на Истмийских играх и миртовыми венками убирали статуи погибших героев, чтобы показать, что их помнят и любят. Миртом украшали дома во время свадебных и других торжеств, миртом обвивали свои лиры певцы.
Но особенно оригинальным был обычай надевать миртовый венок на того, кто хотел декламировать стихи Эсхила или Симонида. Так древние греки хотели выразить особенное почтение к этим поэтам.
От древних греков культ мирта перешел к римлянам. Эрато, муза эротической поэзии, носила миртовый венок. И таким же венком была увенчана голова бога брака Гименея, который всегда изображался в виде очаровательного юноши с зажженным факелом в руке.

Упоминается мирт и в Библии. После Всемирного потопа Ной будто бы послал с горы Арарат, где его ковчег пережил непогоду, голубя с миртовой ветвью, чтобы все живое возродилось на земле. Поэтому мирт служил символом надежды. Ветви этого растения использовались для украшения храмов во время празднеств, в качестве букетов и венков, вручаемых в торжественных случаях. У древних иудеев, так же как и у греков, существовал обычай украшать миртом жениха и невесту.
Согласно же древним арабским поверьям, мирт украшал райские сады, и когда первые люди были изгнаны из рая, Адам прихватил с собой веточку мирта, чтобы она напоминала людям о садах блаженства.

Мирт был одним из символов и непременных атрибутов и христианских праздников. На фресках Ипатьевского монастыря изображена сцена, когда Христос преподносит миртовый букет Богоматери.

От древних эллинов культ мирта, обычай использовать его во время свадебных торжеств перешел и к их потомкам, а от них – и к другим жителям новой Европы. Существует предание о том, что первой германской невестой, надевшей на венчание венок из мирта, была дочь известного средневекового миллионера Якова Фуггера. И произошло это событие в 1583 г.

Во Франции мирт также был непременным атрибутом свадебных церемоний. Только им не всегда украшали голову невесты, а часто просто несли это растение в горшке во время шествия, направляющегося для подписи брачного договора к мэру или старосте. Наверное, вы сразу вспомнили фильм «Соломенная шляпка», где миртовое дерево «участвовало» в подобной церемонии.

При английском дворе миртовые венки и букеты обязательны при бракосочетании лиц королевской крови. Этот обычай был введен королевой Викторией (1819–1901), которая собственноручно посадила у себя в садах крошечную веточку мирта, взятую из свадебного букета своей дочери, выходившей замуж за германского императора. Отросток прижился, разросся в деревце, и позже Виктория всегда вкладывала сорванную с него веточку в свадебный букет своей очередной дочери или внучки. До сих пор в букете каждой невесты английского королевского дома обязательно присутствует миртовая ветка с этого дерева.

У прибалтийских народов до недавнего времени также существовал обычай украшать невесту миртовым венком, и даже не одним, а двумя. Большой венок надевался поверх фаты, а под него надевался малый, служивший символом чистоты и невинности. А если женщина выходила замуж второй раз, надевать этот маленький венок она уже не имела права.

Цветы и плоды мирта

Но мирт использовался не только как украшение в различных обрядах. Это растение издавна ценилось и как лекарственное. Еще в Древнем Риме женщины умывались водой, настоянной на цветах мирта, считая, что он придает коже красоту и свежесть. Знатные дамы Греции и Италии просто не могли обойтись без миртовой воды, которая носила название «eau d’ange» – ангельская вода. Надо заметить, что ванны с миртовой водой принимали не только женщины, но и мужчины.

Молодые, нераспустившиеся бутоны мирта использовали в качестве средства, укрепляющего желудок. А винный настой плодов этого кустарника считался эликсиром, восстанавливающим здоровье и приносящим бодрость.

Его давали пить раненым воинам.
Считалось, что ветка мирта, взятая с собой в дорогу, придает путнику бодрость и укрепляет его силы.

Цветущая ветвь мирта

Надо заметить, что лекарственные свойства мирта обыкновенного нашли свое подтверждение и объяснение в современных исследованиях, проведенных в разные годы в том числе и в нашей стране. В 1948 г. сотруднику Никитского ботанического сада М.Н. Артемьеву удалось установить, что водная вытяжка из листьев мирта обладает отличным антимикробным действием. А исследовательница А.П. Дегтярева пришла к выводу, что это действие обусловлено нелетучими кристаллическими веществами фенольной природы. Антибактериальная активность этих веществ в 500 раз выше активности собственно эфирного масла мирта – они подавляют развитие грамположительных неспоровых бактерий, например различных штаммов стафилококков, туберкулезной, сибиреязвенной, дифтерийной палочек и т.п. Особенно ценным является то, что эти вещества подавляют действие некоторых микроорганизмов, устойчивых к таким антибиотикам, как пенициллин, стрептомицин, ауреоитцин.

А.П. Дегтярева со своими сотрудниками разработала препарат «Настойка мирта», который обладает отличными тонизирующими, стимулирующими, противовоспалительными и антибактериальными свойствами. Его применяют при лечении туберкулеза легких, нефритов, хронических пневмоний и бронхитов, ангин и тонзиллитов.

Но и летучие выделения мирта обыкновенного, эфирные масла, проявляют антимикробную активность. Очень интересны результаты экспериментов новосибирских ученых, проверявших эффективность мирта как комнатного растения в детских садах и больницах. Так, в двух детских садах в игровые комнаты (общей площадью 216 и 100 м2) было поставлено по 7 экземпляров мирта обыкновенного в возрасте 7 лет с общей площадью листьев около 1,3 м2. И уже через неделю количество бактерий (в том числе таких родов условно патогенных и патогенных микроорганизмов, как

Sarcina, Micrococcus, Basillus, Staphyllococcus) в воздухе снизилось на 40–50% и оставалось на низком уровне, пока растения находились в помещении.

Бонсаи из мирта

Аналогичные положительные результаты были получены и в больницах. Так что мирт вполне можно рекомендовать для помещений, где высока концентрация патогенной и условно патогенной микрофлоры, – в школьных раздевалках, коридорах, игровых комнатах. Неплохо держать это растение и у себя дома, на окне. Но только не в спальне, так как сильный запах мирта может вызвать головную боль.

Заботиться о мирте не очень сложно. Это растение предпочитает светлое, солнечное место и свежий воздух. Правда, соседства других растений мирт не любит.
Поливать мирт летом надо обильно, желательно мягкой водой, но так, чтобы влага не застаивалась в поддоне. Кроме того, мирт очень любит водяной душ. Зимой же поливать растение нужно гораздо реже, только чтобы не пересыхал земляной ком. В подкормке нуждается только хорошо развитое растение – с весны до осени каждые две недели ему стоит давать небольшие порции удобрений.
Размножать мирт можно весной и летом с помощью верхушечных черенков. Черенкование для мирта, особенно молодого, вообще очень полезно, так как после этого растение начинает лучше куститься и ему можно придать желаемую форму. И последнее: если мирт большую часть года отлично себя чувствует в теплом помещении, то в зимние месяцы ему лучше обеспечить прохладу. И тогда ваше внимание и забота о растении окупятся не только чудесным видом зеленого кустика, но и его благотворным влиянием на ваше здоровье и здоровье всех членов вашей семьи.

По материалам

Гилберт Р. Комнатные растения. Практическое руководство. – Лондон: Дорлинг Киндерсли Лимитед, 1998.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – Киев: Довiра, 1994.
Моложавенко В.С. Тайна красоты. – М: Педагогика-пресс, 1993.
Янтра Г. Цветы в нашем доме. – М.: Интербук, 1994.

 

Заказать Деда Мороза и Снегурочку в школу

Новости

РЕКЛАМА:



Scorbny Primat. 2002-2009     

Мирта

Невдалеке от города Тразена, говорит это предание, находится громадная мирта, под которую в продолжение нескольких лет садилась погруженная в тяжелые грустные мысли вероломная Федра каждый раз, как любимый ею пасынок Ипполит отправлялся на своей блестящей колеснице в сопровождении целой своры псов на охоту. Изнывая от любви к нему, несчастная прокалывала в нетерпении листья мирты своими, служившими ей для прически, золотыми шпильками и, в конце концов, на этой же мирте и повесилась. Следы уколов шпилек Федры, заканчивает предание, можно видеть и до сих пор, если посмотреть листья на свет.

Добавим только, что имеющие вид уколов точки  — вовсе не следы каких-либо уколов, а маленькие железки, содержащие в себе то эфирное масло, благодаря которому листья мирты и обладают свойственным им приятным запахом. На месте трагической смерти Федры был воздвигнут храм в честь Венеры.

Любопытно также одно средневековое предание о превращении в такое дерево одного мавританского рыцаря.

Рыцарь этот по имени Роджеро, причалив на корабле к неизвестным ему берегам, привязал своего коня к миртовому дереву, а сам утолял жажду у текшего в какой-то сад источника.

Затем, положив возле себя шлем, щит и оружие, он прилег было отдохнуть, как вдруг доносившийся из дерева, к которому он привязал коня, голос сказал ему: «Разве я не достаточно страдаю, что должен выносить еще подобную грубость?»

Рыцарь, поспешив отвязать коня, спросил: «Кто Вы такой? Дерево или смертный? Прошу извинения за мою невольную ошибку и потому постараюсь, лишь бы ее изгладить, исполнить все, что Вы ни пожелаете».

Тогда дерево, выпустив из коры несколько смолистых капель, как слезы, сказало: «Я Астольфо, паладин Франции, являвшийся в свое время одним из храбрейших и отважнейших рыцарей. Возвращаясь с Востока с несколькими товарищами, я достиг замка страшной Альцины. Она прельстила меня своей красотой, и я последовал за ней в ее островное жилище. Там я провел с ней много счастливых дней, пока не наскучил ей, как это было и со всеми теми, кто ею увлекался, а тогда, чтобы избавиться от меня, она превратила меня в мирту. Многих других постигла такая же участь, и здесь перед Вами находится немало людей, превращенных в кедры, оливы и пальмы. Некоторые из них превращены в источники, в скалы, а некоторые  — и в животных. Берегитесь подвергнуться такой же участи!»

Но Роджеро мало обратил внимания на это предупреждение. Он также свиделся с прелестной Альциной и, пораженный ее красотой, позволил увести себя в ее замок со стенами из золота и колоннами из алмазов. Прожил с ней весело много дней, потом надоел ей и был превращен в мирту. Но так как он обладал знанием белой магии, которая была сильнее черной, то не только освободил себя, но и отомстил Альцине за ее вероломство, освободив и всех остальных превращенных ею во что-нибудь товарищей.

Служа главным образом символом любви, мирта была, однако, у греков и символом мрачной посмертной жизни.

Древние, как известно, поместив похищенную Плутоном дочь Цереры Прозерпину в его мрачное царство теней, украсили это царство зеленой растительностью. И мирта здесь играла первенствующую роль, образуя те таинственные ходы и кущи, где блуждали неутешные, которых какая-либо невыносимая страсть заставляла раньше времени покончить с жизнью на земле. Вергилий так описывает эти аллеи вздохов:

«Недалеко оттуда ты видишь печальные поля.
Это места, где раздаются громкие вздохи влюбленных,
Которых неумолимая стрела Амура
Насильно превратила в блуждающие тени.
Здесь бродят они по таинственно скрытым тропам,
Поросшим густым миртовым лесом…»

Сверх того, так как Венера, в качестве Венеры-Либитины и Афродиты-Епитимбии, являлась, с одной стороны, богиней смерти, которая, вызывая все к жизни, в то же время влекла все в мрачную бездну преисподней, чтобы снова все возродить, а с другой  — охранительницей могил и смертных останков, то мирта считалась также растением смерти и украшала собой у древних греков могилы. Особенно же усердно обсаживали ею могилы дорогих покойников, веря, что она будет сопутствовать им и в царстве теней. Вера в эту связь была так велика, что в трагедии Еврипида «Электра» мы видим: всякий, кто хотел служить свидетелем на суде против умершего, должен был предварительно отправиться на его могилу и возложить миртовую ветвь в знак того, что он будет говорить на суде лишь одну правду.

От древних греков культ мирты перешел и к древним римлянам.

Эрато, муза эротической поэзии, носила миртовый венок. Таким же венком была украшена и голова бога брака  — Гименея, которого всегда изображали в виде прелестного юноши с зажженным факелом в руке. Однако на алтарь покровительницы женщин  — Bona Dea (добрая богиня), при служении которой не должен был присутствовать ни один мужчина, возлагать мирту было строго воспрещено, так как растение это, по мнению римлян, представляло собою напоминание о чувственном наслаждении, представителями которого являлись Амур и Венера. Полагали, что и сама мирта обладает возбуждающим началом, вследствие чего она будто бы и была даже посвящена этим божествам.

По этой же причине римские подруги веселья  — гетеры увенчивали 2 апреля, в день празднования весеннего праздника Венеры-Эрицины, статую ее миртами и розами, моля ее даровать им искусство нравиться.

Не пропускали этого месяца также и благородные римлянки. Выкупавшись в апреле под миртовыми деревьями и украсив себя их ветвями, они шли принести жертву Венере, моля ее сохранить им подольше молодость и красоту.

Обычай, подобный этому, сохранился до сих пор в Италии, где теперь женщины, подливая в ванны миртовую эссенцию, убеждены, что она наделит их красотой и девственной свежестью. Говорят, что такими ваннами не пренебрегают там даже и мужчины.

Скажем кстати, что даже эта миртовая вода, известная под названием ангельской, находится в таком употреблении в Италии и Греции, что без нее не может обойтись в этих странах ни одна знатная дама. Кроме того, из всех частей растения добывается летучее масло, которое употреблялось в древности как раздражающее кожу средство, а из сока раздавленных миртовых плодов со спиртом получается маслянистая жидкость, которая считается у великих искусниц нравиться средством, сообщающим красоту и свежесть коже.

В дополнение к этому косметическому значению мирты прибавим, что она в древности имела еще и некоторое медицинское значение.

Так, винный настой упомянутых плодов считался эликсиром здоровья, бодрости, им лечились обыкновенно в надежде на восстановление сил и возвращение здоровья раненые воины. Кроме того, молодые, нераспустившиеся еще ароматичные бутоны ее цветов употреблялись древними в особом приготовлении в качестве подкрепляющего желудок средства. Да и теперь семена ее употребляются еще в Тоскане вместо корицы, с которой они имеют некоторое сходство по вкусу.

Здесь же находитси в большом употреблении и винный настой ветвей и плодов мирты, носящий название «myrtiducum», аромат которого тосканцам особенно нравится. Наконец, миртовые плоды растущей в Вест-Индии Myrtus pinatis употребляются еще и в Англии, где они носят название Амомова семени (Semen Amomi), или просто английской пряности. По вкусу они очень похожи на перец.

Храм Венеры-Эрицины в Риме находился внутри цирка, недалеко от Авентинского холма, и был весь окружен миртовыми кустами и деревьями, вследствие чего Венера эта носила даже название «Мирции». Другое ее прозвище было Venus cloacina  — Венера-очистительница, так как полагали, что мирта обладает очищающей силой, и потому, когда кончилась борьба за похищение сабинянок4, то римляне и сабиняне, положив оружие, очистились (на том самом месте, где впоследствии была воздвигнута сейчас упомянутая статуя Венеры) куревом из зажженных ветвей мирты.

Но мирта у римлян имела не только значение увенчивающего красоту талисмана, а играла немаловажную роль еще и в общественной жизни.

Ромул, как известно, по возведении его в божество получил название Квирина  — от сабинского слова «квирин»  — копье (в переносном значении  — воин), и ему воздвигнут был храм. Но со временем храм этот превратился в развалины и оставался в таком виде до 306 года до н. э., когда наконец консул Луний Папирий Курсор восстановил его. Тогда на нем были помещены первые в Риме солнечные часы, а перед ними посажены два миртовых дерева, из которых одно должно было изображать патрициев, а другое  — плебеев.

Посаженные близ такого высокочтимого храма, деревья эти сделались для римлян священными. Они стали видеть в них что-то вдохновенное, божественное и твердо верили, что по ним можно всегда судить о перевесе той или другой партии. «Если,  — говорили они,  — патриции берут верх над плебеями, то их дерево растет роскошно, а дерево плебеев чахнет, а если плебеи побеждают, то их дерево разрастается, а патрицианское гибнет». Насколько подтверждалась их вера, не знаем, но говорят, что они с суеверным страхом и трепетом следили за их развитием.

Немалую роль играла мирта и в римских триумфах. Сплетенным из нее венком увенчивали римляне героев за гражданские доблести или за войну без пролития крови. Венок этот назывался «corona ovalis», от слова ovus  — овца, так как при возложении его обыкновенно приносили богам в жертву овцу.

Первым получившим такую награду был консул Постум Тубертус, победивший сабинян; но когда такой же венок поднесли М. Крассу по возвращении его из победоносного похода, то он отклонил его, и сенат, находя, что он прав, присудил ему лавровый венок  — как награду за воинские подвиги.

Мы уже говорили о том, что у древних иудеев и греков существовал обычай украшать миртой жениха и невесту. Обычай этот сохранился у потомков древних греков, новогреков, и до сих пор, у них теперь мирта то и дело заменяет собой обычный в этом случае в наше время флердоранж5.

От них же, вероятно, перешел он и в Германию. Время его появления здесь вполне достоверно не известно, в печатных источниках до XVII века о нем совсем не упоминается, хотя в некоторых книгах, как, например, в книге Комариуса «О брачных венцах», изданной в Магдебурге в 1583 году, подробно перечисляются все цветы, какие могут быть употребляемы при венчании, а в книге Санта-Кли, изданной в 1672 году, приводятся даже с указанием символического значения каждого из них. В числе их указываются гиацинт, царский скипетр6, роза, фиалка, ландыш, незабудка, маргаритка, амарант и другие, упоминается также о розмарине как о цветке для венков покойников, а о мирте  — ни слова.

С другой стороны, существует указание, что мирта употреблялась в качестве венчального украшения значительно раньше XVII столетия. Так, на вуалях невест XV и XVI столетий, на которых делались обыкновенно комеморативные7 надписи и которые хранятся в древних фамилиях как драгоценное наследие предков, можно видеть затканные надписи, окруженные венками из мирт. Сверх того, существует даже предание, что первой носившей миртовый венок при венчании (1583 год) была дочь Якова Фуггера, известного средневекового миллионера. Следовательно, приблизительно этот год и надо считать началом обычая украшать миртовыми венками невест в Германии.

Всеобщее, однако, употребление мирт в качестве венчального цветка произошло гораздо позже, и введение этого обычая шло, по-видимому, снизу вверх, так как от торговых людей, каким являлся Фуггер, он перешел сначала в дворянские, а затем уже и в княжеские семьи.

Насколько, однако, редко было еще это употребление даже и в XVIII столетии, ясно видно уже из того, что когда в 1760 году дочь городского старшины города Гальберштадта имела на голове в день венчания небольшой, с десертную тарелку, миртовый венок, то это считалось как нечто особенно благородное, аристократическое, и об этом оповестили даже в печати. Венок хранится в этой семье и до сих пор. Он был сделан из искусственных миртовых веток, выписанных из Парижа.

Что касается до вопроса, каким образом зародилcя этот обычай в Германии, то, по-видимому, он перешел сюда из Греции и с Востока, так как появился прежде всего в городах Нюренберге и Аугсбурге, имевших, как известно, в средние века главные сношения с этими странами.

Обычай украшать невест миртовым венком сохранился в Германии и до наших дней, так что цветы эти предпочитают там употребляющемуся у нас и во Франции с этой целью флердоранжу. Теперь из уважения к древнему обычаю такими венками украшаются там даже и великокняжеские невесты, причем в некоторых местностях, как, например, в Бремене, каждая свадьба сопровождается даже особым миртовым праздником.

Из других государств мирта играет роль в свадьбах во Франции, и притом главным образом в деревенских свадьбах, где ею, впрочем, не всегда украшают голову невесты, а несут больше просто как атрибут празднества в виде растения в горшке во время шествия, отправляющегося для подписи брачного договора к мэру (городскому голове или старосте), и в Англии, где миртовые венки и букеты в большом употреблении при бракосочетании высокопоставленных лиц, особенно же особ королевского дома.

При английском дворе свадебный этот обычай был введен, как говорят, покойной королевой Викторией, которая собственноручно посадила у себя в садах Осборна крошечную миртовую ветку, взятую из свадебного букета своей дочери, покойной германской императрицы Фридрих. Веточка эта принялась, и когда разрослась в деревцо, Виктория никогда не пропускала случая, чтобы не вложить хотя бы одну сорванную с нее ветку в подвенечный букет своих дочерей и внучек.

С тех пор этот обычай укоренился, и теперь в состав букета каждой невесты английского королевского дома обязательно входит миртовая ветка с этого дерева.

Большой любительницей мирты была также знаменитая французская драматическая актриса Рашель.

Еще будучи бедной евреечкой и живя в чердачном помещении улицы Тампль в Париже, она тщательно ухаживала, как она пишет в своих записках, за маленькой мирточкой, которая, как ей казалось, должна была принести ей счастье.

И счастье ей действительно улыбнулось; из безвестной маленькой актрисы она сделалась всемирной знаменитостью.

Но и будучи окружена уже ореолом славы, она продолжала любить и лелеять это растение, крупные кусты и даже деревца которого всегда украшали все комнаты ее роскошного помещения и особенно ее будуар.

Заметим кстати, что любя влажный климат, мирта так прижилась в Англии, что теперь ее можно счесть за туземное растение, а между тем до конца XVI столетия ее здесь еще не было. Говорят, что первое миртовое деревце было привезено сюда в 1586 году сэром Вальтером Ралей и Френсисом Керью из Испании, где они жили долгое время в качестве представителей Англии. Эти же вельможи первыми известили английское правительство о формировании великой испанской армады и предупредили его о грозящей Англии опасности; так что с введением в Англию мирты связано, можно сказать, избавление отечества от угрожавшей ему беды.

Деревцо это было посажено в Беддингтоне, в графстве Сюррей, и существовало еще в 1724 году, так что, следовательно, достигало 156-летнего возраста. В это время оно имело 18 футов8 вышины и крону, занимавшую около 45 футов. Теперь оно больше уже не существует и погибло, по всей вероятности, в суровую зиму 1740 года, когда, как сообщает хроника, померзло большинство экзотических деревьев в парке Керью в Беддингтоне (между прочим, и одновременно с миртой посаженное там первое апельсинное дерево).

Но такой величины миртовые деревья в Англии не редкость; и в настоящее время немало можно их видеть в Девоншире, в Уортинге, в Бредуотере и особенно на острове Уайте, где они встречаются почти в каждом саду. Во многих местах они покрываются даже массой цветов.

Уважение к мирте сохранилось и в Новой Греции; и здесь, а особенно на острове Крите существует даже поверье, что никогда не следует проходить мимо миртового куста, не сорвав с него хотя бы маленькой веточки, если до старости хочешь сохранить юношескую бодрость и свежесть сил.

Там сложилась даже песня:

«Кто мимо мирты проходит,
Не сорвав с нее душистой ветви,
Тот  — будь он герой, будь муж во цвете лет  —
Будет лишь старцем немощным».

Такая же вера в бодрящее действие мирты сохранилась и в Италии, где на масленицу в некоторых городах, например в Тоскане, все юноши и молодые девушки украшаются венками из мирты в знак того, что они полны сил и молодости. По этой же причине и римские паломники, отправляясь в долгое путешествие, запасаются всегда кольцом из мирт, которое, по их мнению, придает им сил благополучно совершить путешествие.

Но, с другой стороны, виденные во сне миртовые листья считались даже уже в средние века предвестником какой-нибудь неприятности. «Если ты бедный служащий человек,  — говорит про это сонник того времени,  — то знай, что ты места лишишься, если же богатый  — то предстоит тебе горе великое».


1 Скиния (греч.  — шалаш, шатер)  —древнееврейский переносный, походный храм; считается прообразом христианской церкви.

2 Элевсинии  — аграрные празднества, центром которых был город Элевсин (близ Афин). Произрастание плодов казалось великой тайной, которую Церера (Деметра) открывает лишь избранным.

3 Истмийские игры, или Истмии,  —праздники в честь Посейдона, отмечавшиеся раз в 2 года в Истме (Коринфский перешеек), где находился храм истмийского Посейдона.

4 Похищение сабинянок  — известная сцена из римской мифологии. Когда один из основателей Рима, Ромул, убивший своего брата-близнеца Рема, стал римским царем и устроил праздник, он пригласил на него соседей  — сабинян. Во время праздника римские юноши стали похищать девушек-сабинянок, что послужило поводом для начала войны между римлянами и сабинянами.

5 Флердоранж, буквально  — «цветы апельсина», веточки цветущих цитрусовых деревьев, которыми украшали невесту, из них же составляли ее букет.

6 Царский скипетр , или коровяк,  — крупное травянистое растение из сем. норичниковых.

7 Комеморативный  — памятный.

8 Фут  — 30.48 см.

[На главную страницу]

[Гостевая книга]




Myrtle Wreath — Etsy.

de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 313 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Миртовый венок Начало разговора

    Миртовый венок: Используйте это задание, чтобы узнать больше об этом золотом венке из Древней Греции и облегчить обсуждение со студентами.

    Обсуждение с помощью произведений искусства помогает понять неоднозначные и сложные идеи, мысли и чувства. MFAH предлагает демократическое пространство, где студенты и преподаватели могут развивать, практиковать и формулировать эти привычки. Помните, что важно качество разговора, а не поиск «ответа» художника. Притормози и удели время тщательным наблюдениям. Говорите о том, что вы заметили, и старайтесь избегать поспешных выводов и интерпретаций. Не забудьте дать достаточно времени для молчаливого взгляда и размышлений.

    Связь с произведением искусства

     Этот изысканный венок из золотых листьев мирта и цветов, вероятно, был найден в гробнице. Многие годы это произведение искусства идентифицировали как лавровый венок. Однако недавние исследования указывают на то, что листья принадлежат мирту. Мирт, ароматное вечнозеленое растение, был священным деревом Афродиты, греческой богини любви, и, таким образом, был символом любви. Также связанный с Аидом, богом подземного мира, мирт был символом смерти, что делало его подходящим выбором для погребального венка. Слишком хрупкий, чтобы его можно было носить, венок, вероятно, был помещен в гробницу, чтобы символизировать достижения умершего при жизни.

    Миртовый венок — превосходный образец древнего натурализма. Художник внимательно рассмотрел листья и цветы мирта, затем изобразил их золотом. Листья и цветы были вырезаны из тонких листов золота, украшены штампованными или вырезанными деталями и прикреплены к золотому кругу кусочками золотой проволоки. Первоначально бусины из стекла или полудрагоценных камней прикреплялись проволочной петлей к центру каждого цветка.

     Вероятно, этот венок из Македонии, региона на севере Греции, известного как родина Филиппа Македонского и его сына Александра Великого. Завоевания Александра Македонского в четвертом веке до н.э. сделал драгоценные материалы, изобилующие в Малой Азии и Египте, доступными средиземноморским мастерам. Торговые системы, которые развились в то время, продолжали снабжать художников и в первом веке нашей эры, а расцвет изделий из металла и ювелирных изделий создал новые методы, в которых особое внимание уделялось моделированию и тонкой детализации.

     Немногие уцелевшие золотые венки древности были найдены в гробницах, где они служили могильными подношениями. Сообщается, что этот венок был найден недалеко от Коринфа в центральной Греции. Однако, судя по всему, это македонская работа. В конце 1970-х годов в Вергине была раскопана македонская гробница, и был обнаружен венок, очень похожий на этот.

     В Древней Греции ношение венков из настоящих растений означало особые достижения, например успех в спортивных состязаниях. Летом 2004 года спортсмены-победители Олимпийских игр в Афинах носили оливковые венки как символ победы и заслуг. Очень похожие по дизайну на этот миртовый венок, венки, которые носили в 2004 году, являются прямой отсылкой к лавровым и оливковым венкам, подаренным победителям древних Олимпийских игр.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *