Китч (kitsch) — что это такое: стиль китч в графическом дизайне
Китч — это культурное явление и стиль, который можно кратко охарактеризовать выражением «яркая безвкусица». Это слово очень долго было синонимом дурновкусия, бездумного смешения стилей, основанных на общественных стереотипах, шаблонах и массовой культуре. Однако у него есть и позитивное значение: особый яркий стиль в оформлении одежды, предметов и интерьеров.
Содержание
- Краткая история китча
- Китч в интерьере
- Китч в отделке и обстановке
- Китч в мебели
- Декор в стиле китч
- Освещение в стиле китч
- Внешний вид зданий, или Китч в экстерьере
- Китч в графическом дизайне
Само слово родилось в эпоху промышленного роста в XIX веке в Германии. На немецких выставках-вернисажах стали в большом количестве появляться художественные предметы из США. Обладая низкой культурной и эстетической ценностью, эти товары массового производства стали причиной появления такого слова, как «китч». С немецкого его можно перевести как «сделанное тяп-ляп, впопыхах, халтура». Считается, что с 60-х годов XIX века оно вошло в обиход и стало означать пошлость и безвкусицу.
Яркий пример китча в интерьере. ИсточникС этого времени идет противопоставление вульгарного китча искусству как гармоничному результату человеческого труда и творчества. Китч является порождением новой городской культуры и массового промышленного производства. Рост образованности городских и сельских жителей, переселение вчерашних крестьян в города вели к появлению новых форм потребления продуктов культуры. Раньше приходилось преодолевать сотни километров, чтобы увидеть уникальное произведение искусства. Технический и общественный прогресс упростил эту задачу и породил китч как символ отсутствия понятия о прекрасном и гармоничном в массовой культуре.
Под китчем стал пониматься в основном некий предмет, не имеющий никакого эстетического значения. Основной же его целью является привлечение внимания и показ социального статуса владельца.
Роскошный «китчевый» интерьер. ИсточникНо со временем статус китча изменился. На яркости и «безвкусице» стали нарочно делать акцент. Термин стал приобретать нейтральное и даже позитивное значение. В дизайне китч превратился из предмета презрения и насмешек в один из способов создать что-то новое, яркое, необычное, находящееся на грани общепринятого эстетического вкуса и гармоничного восприятия.
Уже переосмысленный китч. ИсточникКитч в интерьереСегодня китч используется главным образом в отделке и украшении интерьеров. Обычно это сочетание нескольких стилей, нарушение привычных стандартов эстетического восприятия. Распространение массовой культуры привело к возможности создания ранее не сочетаемых по стилю и эпохам предметов интерьера.
Интерьер в стиле китч с народными мотивами. ИсточникКитч в отделке и обстановкеВ «китчевой» отделке интерьера цвета могут быть самыми разными и пестрыми. Сочетание и обилие таких цветов, как желтый, ярко-красный, золотистый, розовый и синий, и других кричащих красок определенно привлекает внимание. Они могут встречаться в любой комнате и в любых комбинациях. Приветствуются и контрастные орнаменты, как современные, так и исторические или народные.
Порой владельцы таких интерьеров хотят максимально отойти от традиционных решений. Например, отказаться от белого потолка. В ход для его оформления идут рисунки, коллажи, картины, геометрические узоры, кислотные цвета и т.д.
Если в комнате есть ковер, то чем ярче и разнообразней его расцветка, тем лучше. Рисунок ковра может состоять из сочетания геометрических узоров, фотографий, портретов мультяшных героев, кинозвезд и т.д.
Фотозона в стиле китч. ИсточникКитч в мебелиВ оформлении мебели приветствуется сочетание различных эпох и стилей. Например, в комнате могут стоять мебель XIX века и пластиковые стулья или стол. Предметы интерьера советской эпохи (книжные шкафы, стенки и т.д.) могут соседствовать с чем-то совсем уж современным в стиле хай-тек — например, стальным столом, разумеется, облитым яркой краской. Для придания еще большей «жизнерадостности» хозяева могут убрать интерьер парчой, бархатом, активно использовать позолоту.
Умение делать что-то своими руками может значительно помочь в деле оформления интерьера, разнообразить его новыми идеями. Даже из ненужных и старых вещей можно сотворить что-то интересное и совместить его с «китчевым» интерьером. Например, старое кресло или стул можно перекрасить и поставить в комнате наряду с современной мебелью в стиле хай-тек.
Кухня в стиле китч. ИсточникДекор в стиле китчДизайнер при помощи текстиля может полностью изменить облик помещения. Для такого превращения понадобятся материалы ярких, сочных цветов, например, малиновое покрывало на диван, зеленые с узорами шторы и т.д. Помещение в стиле китч украшается копиями произведений искусства, изделиями из мрамора и фарфора совершенно разного времени и стиля, необычными композициями из искусственных цветов, статуэтками, зеркалами в рамах.
Щедро декорированная гостиная. ИсточникФантазия может позволить украсить стену вырезками из газет и журналов. Из старых дисков можно сделать подставки, а пластинки могут подойти и для фоторамок и полок. Если есть канделябры, то их можно разукрасить в разные пестрые и яркие цвета, старые стационарные телефоны — обшить плюшем. Словом, не нужно ни в чем себя ограничивать. Считается, что именно в мелочах интерьера в стиле китч может проявляться уникальность помещения.
Освещение в стиле китчВ интерьерах в стиле китч можно увидеть и неоновые вывески, и современные софиты, и классические люстры, и витражи с подсветкой, и даже свечи. Приветствуются светильники, бра, канделябры с подвесками. Главное, чтобы источники света не терялись на фоне остальных предметов интерьера. И были если не одним из центров притяжения взгляда гостей, то значительным и важным элементом общего декора помещения. Примером может быть немаленького размера торшер, металлический плафон которого раскрашен яркими цветами. Люстры из хрусталя могут соседствовать с настенными футуристическими светильниками.
Разнообразие источников света. ИсточникВ качестве элементов освещения могут подойти и обычные лампочки, свисающие с потолка. Главное, чтобы эти решения подходили хозяевам помещения и отражали их идеи и настроение.
Внешний вид зданий, или Китч в экстерьереВнешний вид дома также можно представить в китчевом стиле. Главное здесь — фантазия и смелость автора и заказчика. Для создания нужного хозяину облика дома берут яркие, кислотные цвета, привлекающие внимание прохожих и гостей. Можно сочетать общий серый цвет дома и окрашенные ярко-розовой или оранжевой краской двери. Ставни, рамы можно покрасить в красный или светло-зеленый, сделав облик дома более веселым и жизнерадостным.
Пример яркого экстерьера. ИсточникКитч в графическом дизайнеСтиль ярко проявил себя в брендинге, создании плакатов, открыток, обложек для музыкальных альбомов, оформлении упаковки и многих других сферах графического дизайна. Законодателем моды здесь выступали США, даже появился специальный термин для этого направления: американский китч. Для него характерны наличие ярких и контрастных цветов в оформлении, сочетание элементов из разных стилей с особой любовью к ретро. Дизайнерский проект в стиле китч может сочетать античные, народные, современные мотивы, фантастические образы, печатные и рукописные шрифты. Буквы часто изображаются толстыми, применяются курсив и обводка. Используются как пастельные, так и яркие цвета, чтобы привлекать внимание зрителей.
Презентация типографики в стиле китч от Stefánia Pápai и Media & Design Institute. ИсточникИтак, подведем итог. Китч давно вышел из культурного подполья. Нацеленный на разнообразие, этот стиль стал одним из характерных явлений современного искусства и дизайна! Людей привлекают в нем свобода самовыражения, открытость для экспериментов и смелость в сочетаниях, казалось бы, несочетаемого.
ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями
бесплатно
ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями
7 дней, которые разожгут в вас искру интереса
к дизайну. Получайте подарки каждый день,
знакомьтесь с востребованными профессиями
и выберите ту, которая подойдет именно вам.
разжечь искру
Стиль китч в интерьере — Студия дизайна интерьера Моссэбо
Китч – один из самых необычных стилей в интерьере. В квартире китч царит атмосфера богемной «барахолки», мастерской абсурдиста, склада безумного коллекционера или творческого салона парижских сюрреалистов. На такое смелое разнообразие цветов и акцентов может осмелиться только творческий безумец с непревзойдённым авангардным вкусом.
Слово «kitsch» с немецкого языка дословно переводится как «безвкусица» или «пошлость» и изначально обозначало недорогие предметы широкого потребления, имитирующие произведения искусства и предметы роскоши. Таким образом, в словосочетании «дешёвая культура» уже заложено противоречие, которое и легло в основу интерьерной идеи.
Этот стиль в интерьере зарождался вместе с авангардными течениями в искусстве конца XIX века. Современное искусство того времени отрицало все рамки и правила, «говорило» со зрителем на языке абстракции и символов. Модернисты ломали классические стандарты. Интерьерный стиль китч – тоже является формой общественного протеста и ломает привычные интерьерные постулаты.
Стиль китч в интерьере рушит классические каноны, доводит до абсурда цветовые палитры и мебельные формы. Ключевая идея стиля заключается в противопоставлении стилеобразующих элементов из разных интерьеров, сочетание несочетаемого. Китч бросает яркий вызов рациональному и обыденному.
Цвет
Цветовая палитра в стиле китч может быть ограничена лишь вашей фантазией. Буйство красок и сочетание несочетаемого – характерные черты стиля. Не стоит бояться ярких оттенков, каждая стена может быть окрашена в разные цвета. Частым приёмом является цветной потолок. Меблировка может контрастно выделяться на фоне стен.
Освещение
Так как китч имитирует галереи и мастерские абсурдистов, то и стилеобразующим приёмом можно считать точечное освещение, когда лампы буквально выхватывают яркие неординарные предметы интерьера из темноты. Например, это может быть подсветка картин, хрустальных ваз. Огромная люстра в центре интерьерного хаоса будет привлекать особое внимание и являться ещё одним из множества акцентов в данном стиле.
Меблировка
Мебель в стиле китч подбирается наиболее необычная. Более того, это может быть сочетание разных стилей и эпох, соседствующее в непосредственной близости и создающее контраст. Например, резной сервант из тёмного лакированного дуба может находиться рядом с диваном в форме губ, как в доме Сальвадора Дали. А марокканские пуфы соседствуют с пластмассовыми табуретками кислотного цвета. Главный принцип – сочетать стили: футуристическая мебель граничит с яркими классическими формами. Более того, приветствуется роспись по мебели. Некоторые предметы интерьера могут использоваться не по назначению. Например, рояль возьмет на себя функции стола, а диван в гостиной будет сделан из ванны. Если не хочется прибегать к настолько сложным схемам, можно просто поискать подходящую модель в магазине.
Декор
Тщательно организованный хаос царит и в предметах декора. Например, на стенах могут соседствовать иконы, картины эпохи возрождения с работами Энди Уорхола, картины модернистов и рекламные постеры в дорогих рамах. Китч в интерьере легко опознать именно по странному, хаотичному миксу предметов, которые абсолютно точно не должны находиться рядом в одном интерьере.
Кухня
Кухню в стиле китч в первую очередь можно узнать по разным стульям в обеденной зоне. Тут можно встретить и прозрачную пластиковую табуретку, и кресло в стиле барокко, и кованную металлическую лавку. Ещё одним опознавательным знаком стиля является нахождение в кухне предметов, которые не должны быть на кухне. Например, крупные портреты на полках, статуэтки, постеры или даже библиотека.
Ванная комната
Ванная китч может выделяться разноцветной плиткой, похожей на лоскутное одеяло, или и вовсе влагостойкими обоями с броским принтом. Сама ванная может быть причудливой формы или цвета, стоять на фигурных ножках или быть выполненной из стекла или яркого пластика. Как и в кухне, в ванной могут обнаруживать себя предметы, не относящиеся к специфике этого пространства. Например, это могут быть пушистые пуфы или ретро-софиты, а также металлический шкаф из школьной гардеробной.
Стиль китч имеет несколько направлений. Так называемый китч люмпенов основан на интерьере бедных европейских мастерских конца XIX века. В основе этой эстетики лежат устаревшие «безделушки» и искусственная старина. Роскошный китч напротив – имитирует всевозможные предметы роскоши и богатства в удешевлённом и броском виде. Намеренный китч – это сложная дизайнерская работа по созданию стиля, в котором каждая вещь будет не просто противоречить, а являться символом какой-то эпохи. Такой интерьер оценит эрудированный человек, который без труда прочтёт этот замысловатый диалог веков и художественных концепций. Чаще всего, такой интерьер могут выбрать представители творческих профессий и богема. Современные дизайнеры предпочитают использовать намеренный китч, или же умеренные элементы декора в таком стиле, чтобы не перегружать и не «захламлять» жилое помещение.
Что такое китч? › Китч и искусство. Краткая история
Современное искусство было изобретением 18 века.
Доктор Ларри Шайнер , автор книги Изобретение искусства , 2001
Прежде чем понять Китч , нужно взглянуть на его антитезу, в 90-м веке 90-го века 8-го века 8 9012 , которое пришло в жизнь Искусство , которое — чуть больше, чем за 100 лет до Китч . [1]
Минуточку… истории искусства всего 250 лет?
Давайте немного вернемся назад и посмотрим на происхождение «Искусства» как эстетического выражения. Ключевым моментом стал 1746 год, когда Шарль Баттё, возможно, изобрел современное различие между искусством и наукой, объединив изящных искусств (живопись, скульптура, музыка, жесты, танец и поэзия). [2] Со времен Ренессанса велись споры о включении живописи и скульптуры в класс гуманитарных наук, но эти дисциплины оставались ограниченными категорией механического ремесла.
Свобода, дарованная живописцам и скульпторам посредством «изобразительного искусства», отличалась исключительным признанием свободы ремесленника, что, следовательно, привело к отрыву ремесла от эстетического выражения.
Европа 18-го века была предметом обширных дискуссий об эстетике, как показано на этой иллюстрации «естественного» и «притворного» чувства. ИЛЛЮС. Даниэль Ходовецкий (1780 г.).
В 1790 году Иммануил Кант дополнил «либерализацию» Баттё своей третьей критикой, Критика суждения . Хотя многие идеи, представленные в этой публикации, были модными в то время в высшем обществе, книга Канта оказалась окончательным изменением курса эстетики.
Художники эпохи Возрождения не имели отношения к эстетическим понятиям «искусство» и «художник». Рембрандта, например, называли просто мастером изображения
(Schildermeister). ИЛЛЮС. Микеланджело: Страшный суд (фрагмент)В эпоху Возрождения или Античности, если уж на то пошло, не было таких выражений, как «произведение искусства». В то время существовала наука (ars или искусство) о живописи, но автономного ярлыка «искусство» не существовало, поскольку домодернистское понимание рассматривало живопись и скульптуру как единое целое.0011 означает цель в противоположность понятию искусства как цели самой по себе .
Но «искусство» — не единственный термин, чуждый художникам до эпохи Просвещения. «Художник» в его современном понимании и использовании не существовал. До 18 века этот термин предназначался для студентов, изучающих гуманитарные науки, и не был синонимом «свободного самовыражения».
Обозначение художников и скульпторов как «ремесленников» возникло в 1750-х годах, после того, как выдвинулась избранная группа «важных парней», как отмечал Руссо, которые претендовали на звание «художника».
Искусство как эстетическое выражение уходит своими корнями в 18 век. Почему это важно? Кант, Гегель и немецкий идеализм
Арнольд Шенберг (осуждение музыки Бизе, Стравинского и Равеля, письмо Альме Малер, 1914 г. )
Искусство — это не просто новое слово для любого вида мастерства. Его философия гораздо более разнообразна и восходит к романтическому периоду Германии.
В отличие от большинства художников и искусствоведов 21-го века, Шенберг и многие крупные шишки того времени прекрасно знали о своем происхождении, что, вероятно, побудило Шёнберга принять атональность в своей музыке и провозгласить исключительность в искусстве.
Но кто подал ему эти идеи?
Кто подсказал Пикассо сказать, что ему понадобилась целая жизнь, чтобы «рисовать, как ребенок?»
А что вдохновило пресловутую многоцветность Сезанна или метафизический триумф Дюшана?
Чтобы понять это, нам нужно взглянуть на мысли людей, чьи идеи давно внедрены в повседневный язык в виде бессмысленных клише.
- Иммануил Кант . Если вы когда-нибудь слышали старую поговорку, Мне нужно найти свой стиль , или когда я работаю, я не знаю, что делаю , или, может быть: Я всегда стараюсь обновить себя , тогда вы видели кантианство на практике.
Кант ввел такие идеи, как оригинальность , бескорыстие и гениальность . [3] В значительной степени он заимствовал свои мысли у Платона, чья философия практиковалась в Средние века. - Г. В. Фридрих Гегель (преемник Канта) утверждал, что все произведения искусства принадлежат духу времени или отражают его. Он утверждал, что прошлое не повторится, так как это будет предательством «прогресса». [4]
По его мнению, тело больше не способно выражать «дух», и он даже зашел так далеко, что провозгласил, что «даже бесполезное понятие, пришедшее в голову человека, выше любого продукта природы».
Лазарь Зихлинг: Портрет Г.В.Ф. Гегель (1770-1831)
Благодаря идеям этих двух мыслителей художник больше не должен был быть ремесленником, поскольку ремесло было названо «механическим» и низшим. Кроме того, влияние кантовской пропаганды бескорыстия оказало сильное влияние на греко-римский идеал повествования, который неизбежно требует драматизма, напряженности и сентиментальности.
В 19-м и 20-м веках эти идеи постепенно утверждались. Реализм и натурализм возникли как первые художественные стили с их «трезвой» имитацией повседневной жизни.
Но для полной реализации философии Канта и Гегеля потребовалось более ста лет, поскольку они боролись против старого мира, все еще находившегося под влиянием античного мыслителя (см. Философские основы ).
Давайте пока посмотрим на термин Китч , как и почему возникло это слово и его отношение к Статья .
Рождение китча
Существуют разные версии того, почему, как и где возник термин «китч», но говорят, что он возник в 1880-х годах в мюнхенских мастерских. [5]
Его функция состояла в том, чтобы сжигать марки сентиментальные или драматические рассказы и все, что считается несовременным вкусом.
Краткий обзор перехода от греко-римского к художественному менталитету в ремеслах:
- Пафос заменен на
Бескорыстие ; первое было обозначено преувеличением и отождествлено с китчем. - Обучение у мастеров прошлого заменено оригинальностью в Искусстве; первый был помечен как , копирующий , и отождествлялся с Kitsch.
- Архетипы заменен призывом следовать временам в Искусстве; первый был помечен как старомодный и отождествлялся с китчем.
Таким образом, греко-римские ценности, которые также являются ценностями Аристотеля, были обесценены признанием их как китча .
Подобный метод использовался христианами почти 2000 лет назад, когда они отождествляли язычников с Дьяволом .
Именно с помощью китча модернисты могли принизить все, что выполнено в классической фигуративной манере.
В какой-то момент истории памятники стали ассоциироваться с китчем (ранее такого никогда не было), и можно задаться вопросом, почему произошло это непредвиденное эстетическое и этническое принижение их ценностей, или почему памятники не приспособились к времена.
Гилло Дорфлес , искусствовед, художник и философ
Замок Нойшванштайн в Германии, также называемый Королем китча , был построен за несколько десятилетий и был построен за несколько десятилетий. Современные критики видели в этом не более чем китч. [7]
Академическая китчевая критика появилась в 1920-х и 30-х годах, позоря архитектуру и музыку неизбежного величия.
Свидетель Чайковский, «гениальный китч», по выражению Германа Броха, или финский композитор Сибелиус, чье столкновение с подобными обвинениями, кажется, породило возню с дисгармонией в его последних симфониях.
Другим примером является Памятник Виктору Эммануилу II в Риме, отмеченный Мойрой Джеффри в Glascow Herald как «гигантский образец китча девятнадцатого века, маскирующийся под классическую архитектуру». [8]
Покойный американский художник Эндрю Уайет пользовался подобными синонимами китча. Его картины называли «сентиментальными журнальными иллюстрациями», его обвиняли в романтизации американской сельской жизни и в том, что он «попал в ловушку старых мастеров».
Но социолог Элиас Норберт справедливо предсказал в 1935 году, что неизбежность китча может привести к его переоценке как положительной концепции. [9]
Должен ли человек достичь семидесяти лет, чтобы понять, что его величайшая сила заключается в создании китча?
Рихард Штраус , в письме Стефану Цвейгу (23 января 1934 г.)
Одд Нердрам и китч
озабоченный эффектом, пренебрежительно относящийся к своему времени и заинтересованный в обучении у прошлых мастеров. [10]
Для Нердрама идентификация была немедленной, так как он всегда идентифицировал себя с этими значениями.
В 1998 году на открытии своей ретроспективной выставки в музее Аструп Фернли в Осло Одд Нердрам объявил о своей переоценке китча как положительной концепции и позже написал книгу « О китче » в сотрудничестве с Яном-Уве Тувом и другими.
Переоценка «кича» Недрамом обсуждалась на конференции представительного искусства в Вентуре, Калифорния, 2014:
К настоящему времени вы должны знать, что идее Искусство едва исполнилось 250 лет и что его антитеза, Китч , представляет собой ценности, которые были изгнаны из Искусства.
Но что именно является основными ценностями китча?
Ref.: [1] Ларри Шайнер, Изобретение искусства (2001) — [2] Шарль Баттё, Изящные искусства, сведенные к единому принципу (1946) — [3] Иммануил Кант, Критика суждения (1790) — [4] G.W. Фридрих Гегель, Введение в эстетику (1835) — [5] Рейманн, Ганс (1936). «Das Buch vom Kitsch». Piper Verlag, München — Odd Nerdrum et al., On Kitsch (2000) — [6] Gillo Dorfles, Kitsch: The World of Bad Taste . Нью-Йорк: Bell Publishing Co., 1969, стр. 79–82. — [7] Википедия, Замок Нойшванштайн — [8] Мойра Джеффри, Herald Scotland: Belinda Guidi Project Room, Tramway, Glascow (март 2005 г.) — [9] Элиас Норберт, Стиль китч и эпоха китча в Ранние работы ( 1935) — [10] Герман Брох, Зло в системе ценностей искусства (1933)
В защиту китча — JSTOR Daily
За суровым фасадом Банка Мартина Томпсона Соединенные Штаты, структура начала девятнадцатого века, перенесенная в Метрополитен-музей, здесь есть десятки галерей, посвященных американскому искусству. Представлено множество стилей раннего американского дизайна, от колониального до федерального. Здесь представлены работы великих мебельщиков из Филадельфии и Ньюпорта. Выставлены оловянные изделия Пола Ревера, а также разноцветные стеклянные лампы Луи Комфорта Тиффани. Эти коллекции американского декоративно-прикладного искусства — керамики, оловянных изделий, ювелирных изделий, скульптуры, живописи, мебели — заполняют выставочное пространство, разбросанное по двадцати «старинным комнатам», от гостиной особняка Олбани в голландском стиле восемнадцатого века до поразительно современной комнаты.
Родившиеся из уже нонконформистского квакерского общества друзей, шейкеры были сектой радикальных религиозных инакомыслящих, которые проповедовали пацифизм, целибат и приближающееся тысячелетие. Верные своим иконоборческим корням Реформации, шейкеры считали, что ничто не должно быть посторонним, и они прославились тем, что создавали исключительно практичную мебель. Они избегали украшать чем-либо легкомысленным или сложным. Мебель Shaker славится чистыми линиями, прямолинейностью и минимализмом. Невнимательный посетитель музея, забредший в галерею Шейкер, легко может предположить, что мебель изготовлена гораздо позже — она так же напоминает модернистскую эстетику середины века.
Как отметили Стивен Боу и Питер Ричмонд в своей книге 2006 года «Продажа шейкера: коммодификация дизайна шейкера в двадцатом веке », члены религиозной секты «были, вероятно, первыми, кто работал в «модернистской» эстетике». Шейкеры, верные своим квакерским корням, полагались на прозрения индивидуального «внутреннего света», отвергавшего все расточительное или гордое. Их простая, но прочная мебель соответствовала практическому богословию. Такой дух похож на ту же эстетику, что и в светском дизайне двадцатого века, начиная от голландского движения De Stijl и заканчивая немецким Баухаузом.
Писательница Маргерит Ф. Мельчер утверждала в бюллетене Филадельфийского художественного музея , что причиной «интереса к продукции Shaker является ее функционализм». Она утверждала, что «простотой линий» и принципом, согласно которому не должно быть «ничего напоказ, все по назначению», вся история современного дизайна «чем-то обязана шейкерам».
Если галерея Shaker выражала эстетику трезвости, простоты и флегматичности, то галереи французского рококо пышны, роскошны и почти аляповаты.
В Галерее французского декоративного искусства Райтсмана можно найти несколько комнат с совершенно другим декором. В галерее 525 посетители музея могут увидеть замысловатые резные и расписные буазери или деревянные панели из парижской резиденции восемнадцатого века, известной как Hôtel de Varangeville. На светящейся позолоченной поверхности панелей изображены цветы и ракушки. Зеркала в золотых рамах вдоль стен. Дубовый письменный стол украшен пышной позолоченной отделкой, за ним стоит одно мягкое кресло, а рядом другое, и все это на ковре, сотканном в оттенках желтого и синего. Тяжелые золотые канделябры и подсвечники стоят на мраморном камине и нескольких тумбочках. С потолка галереи свисает люстра, взрывной спектр света отражается от множества мерцающих, дрожащих осколков стекла.
Если галерея Shaker выражала эстетику трезвости, простоты и флегматичности, то галереи французского рококо пышны, роскошны и почти аляповаты. Мебель Shaker минималистична, в то время как Hôtel de Varangeville почти вызывающе максималистична; Шейкеры подчеркивали практичность и полезность, в то время как французские мастера прошлого века превозносили искусство, украшение и детали. Одно простое, другое сложное; первое скромно, второе богато; первый скромный, второй щедрый.
Если, как говорит Дэниел Т. Дженкинс в Литература и теология , протестантское искусство берет за правило «не думать о себе выше, чем мы должны думать», то украшение Галереи 525 в стиле рококо совершенно не протестантское. искусство. Не случайно рококо — это эстетика, которая, хотя в конечном итоге будет принята на Западе, берет свое начало в католической культуре. Кроме того, посетителя музея можно простить за то, что он думает, что это украшение, которое в основном выглядит и ощущается как китч.
* * *
Китч — противоречивый термин, его трудно дать строгое определение, но, как и в случае с шуткой судьи Верховного суда Поттера Стюарта о порнографии, каждый узнает ее, когда видит. Заимствованное из немецкого слова девятнадцатого века для дешевых, одноразовых версий произведений искусства, «китч» обозначает случайный стиль или способ, который часто ассоциируется с безвкусицей и провинциальной безвкусицей. Когда этот термин используется, он вызывает в памяти сильно позолоченный фарфор статуэтки Хаммеля, яркость бархатной картины Девы Марии или Элвиса, свечение пейзажа Томаса Кинкейда. Китч близок лагерю, но ему не хватает самосознания последнего. Китч красочный, яркий, многолюдный, позолоченный и золотой. Что касается вкуса, китч выражает полную противоположность простоте мебели Shaker; это противоположность тому, что Боу и Ричмонд описывают как «тенденцию к все более модному понятию минимализма».
Для покупателей китча в Мюнхене девятнадцатого века репродукции сложных и замысловатых украшений были средством классового восхождения. Но они также свидетельствовали о невежестве буржуазии в вопросах вкуса, осмотрительности и стиля. Что-то может выглядеть дорого; действительно, что-то может быть очень дорогим, и все же быть китчем — может быть, тем более из-за этого. Менее строго очерченный стиль или движение, китч — это своего рода наивное отношение или подход к искусству, который, перефразируя немецкого модернистского критика Германа Броха, стремится продвигать прекрасное, не заботясь о добре.
Женщина ставит свечи в витрине магазина святого китча 12 сентября 2008 года в Лурде, Франция. GettyВ значительной степени ограничиваясь немецкой художественной критикой до двадцатого века, именно критик Клемент Гринберг популяризировал слово китч в своей статье 1939 года Partisan Review «Авангард и китч». Он утверждал, что китч — это «симулякр подлинной культуры», что он «механичен и действует по формулам… воплощение всего ложного в жизни нашего времени». Т. Дж. Кларк объясняет в Critical Inquiry , что Гринберг рассматривал китч как «признак того, что буржуазия умудряется перечислить свою идентичность… искусство и культура мгновенного усвоения… избегания трудностей, притворного безразличия, равенства перед образом капитала». С этой точки зрения, китч — это попытка приобрести тип эстетического опыта, коммодификация искусства с безразличием к качеству или проницательности, что впоследствии обесценивает идею искусства в целом.
Последний пункт имеет решающее значение, поскольку Гринберг рассматривает китч, который, по его словам, возникает в результате промышленной революции, как прямой продукт капиталистической коммодификации, которая не заботится об эстетике, кроме прибыли. Строго говоря, хотя показная мебель Hôtel de Varangeville, чрезмерная позолота и нелепая демонстрация богатства вызывают ассоциации с китчем, по оценке Гринберга, они не являются собственно китчем.
Hôtel de Varangeville — продукт французской аристократической культуры восемнадцатого века, а не промышленного капитализма, следовательно, это не китч. Если бы кто-нибудь доделал свой загородный подвал так, чтобы он выглядел как гостиная из Hôtel de Varangeville, , был бы китчем. Тем не менее, трудно не признать, что прочтение Гринбергом (сильно марксистское) эстетики китча в чем-то ограничено, поскольку все атрибуты, которые мы с ней ассоциируем — золото, занятость, витиеватость — можно проследить до движений, от от рококо до барокко, предшествовавшего современному капитализму.
Китч — это не только вопрос чистой эстетики, его нельзя отделить от общества, культуры и экономики, даже если мы склонны смешивать его с кричащим максимализмом. Как демонстрация элегантности, владение стулом Shaker (или версией IKEA, сделанной, чтобы напоминать его), предположительно, предназначено для демонстрации определенных качеств человека, который им владеет. К ним относятся такие ценности, как приличия, смирение и сдержанная изысканность, все из которых англо-американская классовая политика связывает с определенным эстетическим минимализмом. Напротив, красочные, блестящие, позолоченные поверхности зеркала в стиле рококо или мягкой кушетки кажутся бесспорно вульгарными. Стоит задаться вопросом, почему мы проводим это различие, особенно если учесть, как многое из того, что мы считаем китчем, восходит к досовременному периоду.
Литературовед Кэлин-Андрей Михайлеску отмечает в The Comparatist , что «[мы] интуитивно понимаем, что теория китча как исключительно (пост)романтического слишком ограничена». Тот, кто анахронично воспринимает мебель Shaker из довоенной Америки как эхо «догматов европейского модернизма», как пишет Уильям Д. Мур в портфеле Винтертура , не должен иметь проблем с прослеживанием генеалогии китча, по крайней мере, в его основных визуальных проявлениях. идиома, как возвращение раньше, чем это часто предполагалось. Если кто-то удаляется от тотализирующей сферы экономики, подразумеваемой капитализмом, он вынужден столкнуться с той ролью, которую теология играет в эстетике. Если нужно обожествить минимализм шейкеров, возможно, можно сделать что-то эквивалентное с китчем. Как пишет богослов Натан Д. Митчелл в Тайна Розария :
Таким образом, есть фундаментальные аспекты католической веры, которые можно понять только через… эстетическую чувствительность китча.
Сказать так — значит не судить о качествах китча. На самом деле, это сделать наоборот. Это вопрос, нет ли каких-то социальных и сектантских предубеждений, которые окрашивают то, почему мы так часто идентифицируем и иллюстрируем китч именно так, как мы это делаем.
Можем ли мы строго определить декорации Hôtel de Varangeville как китч или нет, это одно, но то, что мы с такой готовностью можем признать, что это напоминает нам о китче, это совсем другое. Я бы сказал, что существует негласный набор теолого-эстетических обязательств, которые предвзято относятся к англо-американской публике, интерпретируя то, что может быть прочитано как «католическое» (или «этническое»), как китч, а то, что является протестантским, — как китч. его четкие линии и отсутствие украшений — как образец благоразумного хорошего вкуса.
Независимо от того, хорошо это или плохо китчевое искусство, мы были приучены считать его малоценным именно потому, что оно напоминает занятые, безумные, красочные условности традиционного католического искусства.
Когда Михайлеску представляет себе типичную картину современного американского китча, он описывает сады, «украшенные маленькими белыми Папами и Кеннеди, окруженными лампочками, ведущими к ступеням, охраняемым двумя гипсовыми львами». Подумайте, как выглядит этот изобретенный дисплей. Хорошо это или плохо китчевое искусство, мы были приучены считать его малоценным именно потому, что оно напоминает суетливые, безумные, красочные условности традиционного католического искусства, будь то напыщенные фрески Тициана или пиротехника Испано-католическая народная культура. Когда китч подвергается нападкам по эстетическим, а не коммерческим соображениям, имплицитно критикуется определенный набор католических богословских утверждений и, что более пагубно, те, кто верит в эти заявления.
Кристофер Чоуримоуту пишет в Средневековый модернизм: оперы Бриттена и великий разрыв , что очернение китча было порождено протестантским «противодействием ритуализму и эстетизму, практикам, тесно связанным с римской литургией». Дизайн шейкеров родился из их религиозных принципов, которые Дэниел Т. Дженкинс назвал протестантской эстетикой «простоты, умеренности и меры».
Протестантизм с его приверженностью только Священному Писанию и его иконоборческим отказом от ритуала, литургии и реликвий часто поощрял определенный художественный минимализм (хотя и не всегда). С другой стороны, католицизм с его приверженностью сакраментальному пониманию существования, который более склонен рассматривать божественность как проникающую профанную реальность, имеет больше места для материальности, телесности и чувственности в репрезентативном искусстве.
Shrine, Mission San Xavier del Bac, Аризона, США GettyЭстетические нападки на китч — это не просто заявления против католического богословия (явные или неявные, сознательные или бессознательные), но также, в некотором смысле, нападки на самих верующих католиков. Если дискурсы проницательности, высмеивающие, принижающие и осуждающие китч, могут рассматриваться как принижающие определенные аспекты католического богословия, их также следует читать наряду с историями расовой и этнической маргинализации. Так часто приводятся примеры китча, от экспозиций «Мария в полураковине», популярных в рабочих кварталах северо-восточной Америки, до репродукций шедевров изобразительного искусства, от Пьеты до Тайная вечеря , явно католики.
В таких нападках скрыто убеждение, что этим работам не хватает утонченного вкуса или простоты стула Shaker, что они слишком этнические . Такую критику можно рассматривать не только как антикатолическую, но в некотором смысле антиирландскую, антиитальянскую, антииспанскую и так далее. Последняя категория дает нам дополнительный слой нюансов, поскольку, если кто-то прочитывает так много генеалогии китча в обратном направлении в сторону барокко, то он должен также признать, насколько барокко обязано колониальным американским источникам. Лоис Паркинсон Замора утверждает в PMLA , что «визуальные и вербальные формы барокко, [которые] обширны, динамичны, пористы и проницаемы», черпают столько же из европейских предшественников, сколько и американских индейцев и африканских влияний. Она пишет, что барокко зависит от включения «культурных взглядов и иконографии коренных и африканских рабочих и ремесленников, которые строили и украшали католические сооружения». «Сам барокко, — заключает она, — в конце концов был колонизирован».
При создании пространства для того, что было названо «китч», учитывая социокультурные причины, по которым принимается определенная эстетика, существует этическая защита формы. Очернение китча выдает антикатолицизм, порожденный столетиями классовых и этнических разделений, и, принимая китч, мы частично избавляемся от этого предубеждения. Но есть также теологические и, следовательно, эстетические защиты китча, которые также могут быть сделаны.
Михайлеску пишет, что китч «стал возможен, а позже и необходим, благодаря понижению теологии… художественными средствами». Это заявление является комплиментом. В поисках художественного способа выражения имманентности — проникновения сакрального в профанный мир — мало эстетики более подходящей, чем китч. Читая безжалостно, китч неверно истолковывается как буржуазная покупка предметов роскоши по сниженным ценам. Но в равной степени это можно было бы истолковать и как демократизацию трансцендентного. уже не Тайная вечеря , сохранившаяся на миланской стене. Он может существовать в бархате, на кухне. Пьета не обязательно должна оставаться в базилике Святого Петра. Теперь его можно подсветить неоном на чьей-нибудь книжной полке. Михайлеску говорит, что такое искусство призвано «посредничать между миром и сакраментальным состоянием. Образ стоит на границе ритуального и профанного, как жрец пребывает на границе между человеческим и божественным».
Подумайте о мышечных сухожилиях на обнаженном торсе, нарисованном Караваджо, об оргазмическом экстазе, вылепленном Бернини, или о причудливой красоте, изображенной Микеланджело, — все они сияют какой-то имманентностью.