Меню Закрыть

Домашний кинотеатр на стену – Настоящий кинотеатр у вас дома – Бытовая техника

Содержание

Как я сделал домашний кинотеатр в маленьком помещении / Stereo.ru

Изначально ДК в спальне не планировался совсем. Хотелось установить стереокомплект Rotel RA-06/Rotel RCD-06/B&W CM7, оставшийся от старого увлечения Hi-Fi и все.

Так как B&W CM7 в данном метраже звучали чудовищно — продал их. На замену были куплены Audiovector Ki1 и установлены на стойки B&W STAV24. Музыка звучала гораздо лучше чем в «большой» системе с Onkyo TX-NR818 и Audiovector Ki3.

Через некоторое время Audiovector Ki1 ушли в большую систему на surround back. Им на смену пришли KEF Q15, установленные на тех же стойках B&W. Была сделана полка под диски. Акустический кабель был, наконец, спрятан в плинтус.

Так как в большой системе поменялся проектор, и лампы к нему стоили в три раза дороже, решил что для сериалов и ТВ-шоу нужен телевизор.

Был куплен Philips 55PFT6569, подвешен на наклонный стенной кронштейн с минимальной глубиной, и к нему подключен внешний жесткий диск Seagate 4Tb Expansion Desktop с контентом, который проигрывался встроенным в ТВ медиапроигрывателем. Сам телевизор через выход на наушники был подключен к медиа-входу Rotel RA-06. Начало ДК было положено.

Неудобство пользования и крайне редкое прослушивание музыки привело к решению окончательно избавиться от стерео. Стереокомплект и диски были проданы.

На замену им пришли ресивер Yamaha RX-V473, акустика Tangent EVO E4 и сабвуфер Audiovector Mi Sub.

Для правой колонки пришлось поставить тумбу.

Звук 2.1 не особо впечатлял, а сравнения с большой системой не выдерживал совсем. Было решено не обижать маленьких, прокачать систему и сделать небольшой, но мощный ДК.

Долго читал западные форумы и по результатам чтения был приобретен комплект 5.0 акустики Atlantic Technology 251.

Три одинаковых ЗЯ-монитора на фронты/центр и дипольные сурраунды. На тылах стоит остановиться поподробнее.

Так как место прослушивания находится у стены, то дипольные/бипольные сурраунды — единственная возможность хоть как-то расширить боковую/тыловую панораму. Но даже они в сравнении с нормально расположенными тылами — боль и унижение. Единственное, что утешает: стандартные монополи в данном случае еще хуже.

Ресивер Yamaha RX-V473 был заменен на Yamaha RX-V673 + микро-флэшка SANDISK Cruzer Fit 32 Gb для музыки.

Сабвуфер Audiovector Mi Sub был продан. И сквозь спальню прошла череда сабвуферов: Audiovector Mi Sub Super, Audiovector С Sub — два крайне интеллигентных или, как тут говорят, музыкальных саба — великий и ужасный M&K MX-150THX MKII (Пушпулл 2 х 12 дюймов, 150 Вт, 20–125 Гц ± 3 дБ, ЗЯ, 34 кг), который закономерно оказался лучшим — к слову о больших сабах в маленьких помещениях — но он ушел в большую систему, и, наконец, появился Polk Audio PSW150, который в кино убрал Audiovector вчистую.

Все провода были спрятаны в кабель канал. Центральный канал из-за невозможности установить под телевизором на уровне фронтов был установлен над телевизором под наклоном.

Дипольные тылы были подняты повыше с помощью подставок (колонки NHT VS 1.2a).

Система оставалась в неизменном виде пару лет, но тут на авито внезапно появился Audiovector Mi Sub Signature, который по характеристикам выступал аналогом M&K MX-150THX MKII, да и любопытно было потестировать всю линейку сабов Audiovector. Плюс — удобство в инсталляции.

Не удержался 🙂

Так как в планах стоит замена ресивера Yamaha RX-A3010 на процессор, то скорее всего он уйдет в спальню, и на этом, надеюсь, все апгрейды закончатся.

stereo.ru

подготовка комнаты для домашнего кинотеатра / Pult.ru corporate blog / Habr

Общеизвестно, что на звучание аудиоаппаратуры влияет множество факторов и одной из важнейших составляющих качества звука является акустика помещения. Учитывая многочисленные просьбы наших читателей и активное обсуждение вопроса на GT, мы решили посвятить этой теме несколько публикаций.

В этом материале мы рассмотрим акустическую подготовку помещений для домашнего кинотеатра. Следует также отметить, что принципы, описанные в этой статье, во многом будут полезны при создании комнат для прослушивания музыки, домашних музыкальных студий и репетиционных баз.

Сегодня многие приобретают достаточно дорогую аудиоаппаратуру для домашнего кинотеатра, и, нередко случается, что в связи с проблемами помещения, где она установлена, звук оставляет желать лучшего. Акустика помещения играет одну из ключевых ролей при формировании сцены, характера звучания, передачи различных тембральных и частотных особенностей. Во многом именно благодаря акустике помещения удается добиться т.н. эффекта присутствия при просмотре фильмов и использовании систем объёмного звука.

Общие принципы


Путешествие звуковых волн по помещению начинается на выходе из излучателей, после чего они многократно отражаются от стен, пола и потолка. Именно эти препятствия на их пути и создают наибольшее количество проблем. На звук влияет всё, начиная от мебели, напольного покрытия, типа потолка, вплоть до материала, из которого создано здание и межкомнатные перегородки. В некоторых помещениях существенной проблемой становится не только отражение, но и резонанс материалов отделки или мебели.

Стремление к получению качественного звука начинается со снижения количества отражений, устранения резонансных поверхностей, и получения максимально возможного рассеивания звука в помещении. При подготовке помещения необходимо чтобы акустические свойства поверхностей минимально влияли на частотные параметры сигнала, не вносили существенных искажений, не порождали негативно влияющих отражений и отзвуков.

Для этого при подготовке такого помещения настоятельно рекомендуется свести к минимуму количество плоских поверхностей, деревянных и стеклянных предметов интерьера. Совсем идеальный вариант – оставить в комнате только мягкую мебель, а также предметы интерьера с рельефной поверхностью. Кроме того, важно понимать, что чем больше помещение, тем более существенные изменения придется вносить в отделку.

Подавляющее количество акустических проблем вызывается т.н. «стоячими волнами» и отражением звуковых волн. Используя ряд доработок в отделке можно свести к минимуму влияние этих факторов на звук домашнего кинотеатра. Наиболее простыми и доступными способами изменения акустических свойств помещения является применения звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов. Для наглядности на схеме ниже отражено влияние поглощающих и рассеивающих поверхностей на звуковые волны:

Поглощение


Для отделки стен домашних кинотеатров сегодня широко используются звукопоглощающие панели. При этом следует понимать, что различные частоты поглощаются материалами неодинаково. Большинство современных панелей, созданных на основе стекловолокна, с толщиной 2,5 см способны эффективно поглощать звуковые волны с частотой до нижней границы 850 -1000 Гц.

При этом добиться эффективного поглощения более низких частот можно используя увеличение толщины слоя. Закономерно, что при подобном подходе, неизбежно придётся жертвовать объёмом помещения. Учитывая линейность зависимости, при использовании стекловолоконных и аналогичных им панелей, для эффективного поглощения звуковых волн всего слышимого спектра необходимо использовать слой толщиной около 15 см. При более эффективном звукопоглощении материала толщина подобного слоя может быть меньше.

Для оценки звукопоглощения используется специальный коэффициент.

Коэффициент звукопоглощения – отношение величины, не отраженной от поверхности звуковой энергии, к величине падающей энергии. Она рассчитывается по формуле:

А(зв)=Е(погл)/Е(пад)

где А(зв) — коэффициент звукопоглощения; Е(погл) — поглощённая звуковая волна; Е(пад) — падающая звуковая волна; E(отр) — отраженная звуковая волна; Е(рас) — звуковая волна, рассеянная в материале; Е(прош) — звуковая волна, прошедшая через материал.


При этом, следует помнить, что при расчетах коэффициента для материалов оценивается не весь слышимый спектр частот, а лишь диапазон в пределах от 125 до 4000 Гц.
Ниже привожу сравнительную таблицу с коэффициентами некоторых материалов:

Наиболее существенная роль поглощающих панелей – это устранение так называемого «первого отражения". Как известно, звук из АС достигает наших ушей как непосредственно, так и за счет отражений от нескольких поверхностей, и, естественно, отраженная волна делает это через несколько миллисекунд после прямой. Негативное влияние первого отражения неизбежно искажает сцену (расположение кажущихся источников звука), может способствовать формированию нежелательных пространственных звуковых иллюзий при использовании систем объемного звука (4.0, 5.1, 7.1 и др).

Соответственно, в первую очередь необходимо оборудовать звукопоглощающими панелями поверхности, на которых будут находиться проекции точек «первого отражения». Количество таких точек будет зависеть от количества колонок (кабинетов) в использованной акустической системе.

Ниже приведены упрощённые схемы дающая представление о точках первого отражения:

Ориентировочное расположение точек первого отражения легко определить при помощи зеркала. Суть метода: один человек находится на месте просмотра, другой двигается вдоль стен с зеркалом. Как только первый видит в зеркале отражение динамика – точка первого отражения определена. Большинство специалистов считают, что для эффективного звукопоглощения нет необходимости покрывать материалами все поверхности, достаточно закрыть точки отражения панелями с шириной 70-90 X 200-250 см (или более) в зависимости от высоты стен. Также, для того, чтобы снизить негативное влияние низких средних, имеет смысл установить панели на потолке.

После правильной установки панелей остаётся только одна проблема с поглощением – волны с частотой ниже 140 Гц. Обеспечение оптимального звучания низких частот требует особого подхода – использования специальных низкочастотных поглотителей. Существует несколько конструкций таких поглотителей, и я не берусь утверждать какие из них лучше (многие хвалят трубы). Важно понимать, что их количество и коэффициент поглощения будут зависеть от уровня звукового давления сабвуфера или низкочастотных динамиков АС. Также, в качестве альтернативы поглотителям, можно использовать мягкую мебель, что не всегда эффективно, но в ряде случаев может помочь справиться с низкими.

Рассеивание


Поглощение должно быть оптимальным, чрезмерное звукопоглощение сделает звук менее реалистичным, исчезнет иллюзия объёма. Для обеспечения баланса отражения и поглощения используется рассеивание звука. Как мы видели на таблице во второй части статьи, рассеивание позволяет увеличить количество векторов каждого отражения. За счет неровностей поверхности возникают дополнительные звуковые поля, образующиеся в результате дифракции звука. Таким образом звук «заполняет» помещение более равномерно.

Существуют разнообразные рассеивающие панели, которые могут создаваться из различных материалов, например, твёрдых сортов древесины, камня, синтетических материалов. В некоторых случаях рассеивающие панели покрывают тканью или войлоком. Характерной особенностью рассеивающих панелей является неровная фактура поверхности, не редко используется коническая форма элементов. Известно, что в нашем недалёком советском прошлом, при остром дефиците акустических отделочных материалов, в качестве рассеивающих панелей, некоторые музыканты и меломаны использовали яичные лотки.

Расчет комнатных резонансов


Для более точного определения параметров звукопоглощения низких частот будет полезен расчет комнатных мод (комнатных резонансов). В любом помещении возникают так называемые комнатные моды или комнатные резонансы. На их формирование влияют соотношения длины, ширины и высоты комнаты. Эти параметры задают расположение комнатных резонансов в частотном спектре и плотность их распределения.

Таким образом, используя известные размеры помещения, можно заранее рассчитать частоты, на которых возникнут резонансы, а, следовательно, знать о том будут ли усиливаться или же подавляться те или иные частоты.

Для идеального прямоугольного помещения с ровными поверхностями стен пола и потолка, резонансы вычисляются по формуле:

где nx, ny и nz – целые числа, а Lx, Ly и Lz – это соответственно длина, ширина и высота комнаты.


Для вычисляя все резонансы необходимо поочередно подбирать все комбинации из трех целых чисел Nx, Ny, Nz. Специалисты отмечают, что на практике имеет значение вычисление только низкочастотных мод, т.е. максимальным N=4.

Отдельные резонансы описываются различными комбинациями из целых чисел Nx, Ny, Nz. Так, например, комбинация (1, 0, 0) будет описывать моду первого порядка вдоль стороны, принятой за «x», а (0, 2, 0) описывает моду второго порядка вдоль стороны, принятой за «y», и т.п…

Когда 2 из 3-х целых чисел равны нулю, расчет существенно упрощается и позволяет легко вычислить частоты «стоячих волн», которые возникают между парой противоположных стен вдоль одного из размеров помещения. f (1,0,0) = c/2/L

Эти моды называются осевыми или аксиальными и являются самыми интенсивными из всех. Именно их расчет представляет наиболее существенную важность.

Итог


Оптимальное использование рассеивающих и поглощающих материалов позволят избавиться от негативных эффектов в акустике помещения, а соблюдение простых принципов, использование технически не сложных приёмов может существенно улучшить ваши ощущения от просмотра кино и прослушивания музыки. В следующем материале на эту тему специалисты нашей компании поделятся опытом, который они получили при создании наших демонстрационных комнат.

habr.com

Правильный домашний кинотеатр - пол, стены, потолок домашнего кинотеатра

Правильный зал домашнего кинотеатра

 

Для комфортного просмотра фильмов, построенный по всем правилам домашний кинотеатр – нужен категорически. Полностью погрузиться в сюжет ленты или музыку можно только в акустически подготовленном помещении с подобранной именно для него (и под слуховые предпочтения владельца) аппаратурой. Нужно, чтобы картинка на экране была, как в IMAX-е, а звуковое сопровождение – на порядок лучше. Сделать это можно, нужно и не так дорого, как кажется.

 

Помещение

 

Идеальное помещение для домашнего кинотеатра должно быть выделенным, иметь площадь 18 – 60 кв.м, и высоту потолка 2,7 – 4 м.

Отдельно стоящее. Самое лучшее с точки зрения не проникания шума в жилую зону, это что-то отдельно стоящее, либо соприкасающееся с домом 1-2 стенами. Мне пару раз приходилось переделывать под домашние кинотеатры гаражи, которые частично были интегрированы в тело дома. Такое часто бывает, когда люди приобретают участок с домом в бетоне и строят отдельно стоящий гараж. Встроенный в дом оказывается ненужным и его переделывают то в биллиардную, то в бассейн, то в кинотеатр. Превращать гараж в домашний кинотеатр, как оказалось – самое разумное.

Цоколь. Неплохо получается, если помещение под домашний кинотеатр выделяют в цоколе или мансарде дома. В цоколе – проще, внизу земля и по соседству всякие котельные, мастерские и т.д., жилых зон в нем не бывает. Плюс, цоколь традиционно сделан из мощных ж.б. блоков, что для гашения паразитных вибраций – самое то.

Мансарда. С ней несколько сложнее, т.к. крыша представляет собою легкую и легко резонирующую конструкцию. Для того, чтобы звук не разлезался по балкам, стропилам и вентиляционным трубам, в мансардах приходится применять некоторые ухищрения. Как минимум, делается двойной потолок в зоне домашнего кинотеатра и ставятся глушители на трубы вентиляции. В мансарде нередко делают спальни или детские, которые требуют особо хорошей звукоизоляции от комнаты с громоподобным саундом.

Центр дома. Если зал под домашний кинотеатр выделяется внутри дома, с примыканием по сторонам гостиных, спален и т.д. то дело – туго. Комнату под него нужно изолировать со всех сторон, плюс пол и потолок, требующие особого внимания. Как показала практика, звуковые волны сильнее всего «лезут» именно через них, со стенами всегда проще. Для звукоизоляции театра в центре дома лучшее по эффективности решение – построить в комнате, вторую «фальшь-комнату», отделенную от основной – воздушным промежутком шириной 10-15 см. При этом теряется от 2-х до 4-х метров жилой площади, зато результат получается отменным всегда. Так делают студии звукозаписи, устранение проникания шума из «фальшь-комнаты» в студиях доходит до 100 %.  

 

Стены, потолок, пол и входная дверь

 

Стены. Желательно делать «сэндвичевой» конструкции. На основные стены ставится каркас из металлического профиля, а лучше – деревянного бруса 40х60 или 30-100 мм. Между стойками каркаса укладывается слой звукопоглотителя из минеральной, либо специальной – акустической ваты толщиной 50-100 мм. Если строится «фальшь-комната», тогда каркас крепится к несущим стенам не жестко, а подвешивается на специальных вибродемпферах. После укладки минеральной ваты каркас обшивается пылезащитной пленкой. Опять же, если это комната под домашний кинотеатр в цоколе, бывшем гараже или мансарде, тогда поверх пыле защиты сразу монтируется звукопрозрачный отделочный материал. Это могут быть акустические панели для наружной установки, либо деревянные рамы, обтянутые трикотажной тканью. В варианте «фальшь-комнаты» на каркас через вибродемпфирующую ленту крепится «вторичная стена» из 2-3 листов гипсокартона с проклейкой между слоями. Поверх «вторичной» стены набивается второй каркас из бруса 30х50 или 40х50. Между его стойками закладывается второй слой звукопоглотителя толщиной 30-50 мм, поверх него – пыле защита и внешние, звукопрозрачные декоративные панели.

Экстремально хороший результат для акустики домашнего кинотеатра дает «закашивание» стен, формирование на них крупных зубцов, волн, ромбов и т.д. Их можно оставить на всеобщее обозрение, покрасив или отделав согласно дизайну дома, либо спрятать под звукопрозрачными панелями, имитирующими традиционные – вертикальные стены.

Перечисленные приемы позволяют избавиться от «эха», возникающего между жесткими параллельными стенами, звонкости или гулкости в комнате. При требованиях к дизайну, скошенные стены закрываются звукопрозрачными, рамами, установленными строго вертикально и имитирующими стены.

Потолок. Имеет точно такую же конструкцию, как и стены, с обязательной установкой каркаса под вторичный слой (фальшь-потолок) на виброподвесах. Идеальная форма потолка – не параллельная полу: наклонная, зубьями, волнами и т.д., для маскировки зашитая звукопрозрачными панелями наружной установки. Такая конструкция подавляет эхо, возникающее между потолком и полом и устраняет звонкость и гулкость комнаты.

Пол. Должен быть капитальным и покрытым относительно мягким материалом: ковролином, пробкой, досами или паркетом. Не желательно в комнате с домашним кинотеатром укладывать керамическую плитку или натуральный камень. Никакого мрамора, натурального камня, плитки и т.д. в домашнем кинотеатре применять нельзя.

Лучший эффект развязки комнаты с домашним кинотеатром от помещения снизу дает «плавающий» пол. Это когда поверх основной устраивается дополнительная монолитная плита, отвязанная от несущей с помощью упругой прокладки (пористой резины) толщиной 30-50 мм. Плавающий пол не должен касаться и всех четырех стен. Поверх второй плиты настилается обычный декор в виде паркета, досок или ковролина. Для домашнего кинотеатра плавающий пол будет очень «тихим» и максимально развяжет комнату от помещений этажом ниже. Сабвуфер и колонки создают большие перепады давления и инфразвуковые вибрации, через стены и перекрытия передаются соседним комнатам, верхнему и нижнему этажам. Плавающий пол гасит вибрации практически полностью, как подушки двигателя автомобиля.

Комфортный звук. Все перечисленное направлено на то, чтобы получить в домашнем кинотеатре максимально комфортный звук. Все знают, как звучит голос в помещении без отделки и мебели, долго находиться в нем и с кем-то разговаривать невозможно. Когда стены и потолок жесткие, они – звенят, когда гипсокартонные – гудят, чем убивают звучание практически любой аппаратуры. В домашнем кинотеатре нужно добиваться звука, как в детстве – шепотом под одеялом, мягкого и интимного.

Отделка. Цвет пола, стен и потолка должен быть темным: серый ковролин, темное дерево, ткань или краска. Ткань может быть любой, но без бархатного эффекта. На больших плоских поверхностях бархат смотрится плохо. Он допустим на занавесях для экрана и оконных портьерах, когда ткань не натянута, а свободно висит и образует складки. Обычный трикотаж, натянутый на рамы, хорошо смотрится, пропускает звук и легко снимается для чистки или замены. Вместо ткани можно применить акустические панели из перфорированного дерева, композита или камня «губки». Недостаток панелей, высокая цена. Цветовая гамма отделочных материалов – темные матовые тона, в идеале черный цвет. На черный мало кто соглашается, т.к. это «слишком траурно».

Окна. Окон в домашнем кинотеатре по возможности быть не должно, а если они есть, то нужны тяжелые светонепроницаемые шторы. Для окон желателен тройной стеклопакет, в сторону улицы обычный, а внутренний, установленный наклонно на расстоянии 10 – 15 см от наружного. Угол установки внутреннего стекла 15 – 30 градусов. На практике так делается очень редко, но наклонная установка очень помогает разбиванию горизонтальной звуковой волны, создающей эхо.

Входная дверь. Тяжелая, не пропускающая звук, в идеале – двойная с тамбуром шириной 20-50 см. Двойные тамбурные двери раньше устанавливались на вход в кабинеты всевозможных начальников, чтобы никто с наружи не слышал, о чем разговаривают внутри. Воздушный промежуток – идеальный и практически бесплатный звукоизолятор.

Двойные тамбурные двери были установлены в недавно сданный домашний кинотеатр в Кременчуге. Акустика и сабвуфер развивали внутри зала звуковое давление под 120 дБ, а снаружи практически ничего не было слышно. Рекомендую всем!

Экстремально «хайтечный» вариант – раздвижная тамбурная дверь с электроприводом и расстоянием между полотнами 20 – 50 см. Подошел с бутылкой коньяка и бокалом, само открылось и закрылось. Включил на полную катушку, чтобы – чтобы коньяк из бокала выпрыгивал, а снаружи ни звука. (Это быль!)

 

Аппаратура

 

Экран. От стены до стены и от пола до потолка. Чем он больше – тем сильнее эффект присутствия. Формата экрана 2,35 х 1, чтобы можно было полноценно смотреть голливудские ленты, как в кинотеатрах. Размер полотна от 3,5 до 6 метров в ширину с боковыми шторками под фильмы форматов 16х9 и 4х3. Экран должен быть натяжным на раме, чтобы полотно не дрожало от звуковых волн и была обеспечена максимально точная фокусировка луча проектора. Экран желателен – вогнутый. Производители телевизоров «опомнились» и через 20 лет после появления домашнего кино начали выпускать вогнутые модели. У телевизоров радиус закругления очень мал, большой же вогнутый экран дает потрясающий эффект присутствия и вовлеченности в сюжет фильма. Такой был установлен в зале с домашним кинотеатром в Кременчуге (ссылка на этот объект внизу страницы). Хозяин зала доволен как слон. Для маскировки фронтальных АС экран должен быть перфорированным и пропускать звук.

Колонки. Фронтальные акустику, центральный канал и сабвуферы желательно убирать с глаз, чтобы она не отвлекала от сюжета фильма. Эаэкранные колонки не путаются под ногами, не собирают пыль, и дети не протыкают в них динамики пальцами (из опыта). Тыловую акустику и колонки Долби Атмос тоже желательно встроить в стены, что не сложно при акустической подготовке комнаты. Если применять обычный экран большого размера и ставить колонки по его сторонам, а голосовой канал внизу, то получим эффект «звуковых дырок» из-за того, что стандартизованное расстояние между фронтальными каналами 2-3 метра. При сильном раздвигании фронтальной акустики ухудшается стерео-панорама и виртуальная глубина сцены. С не звукопрозрачным экраном имеем конфликт между картинкой и звуком: Чем мы ближе к экрану, и чем он шире, тем сильнее визуальный эффект и тем шире «звуковые дырки» от загнанных в углы колонок

В отличие от традиционных напольных, заэкранные колонки можно расположить по центральной оси экрана и на оптимальном расстоянии друг от друга. Туда же, в центр экрана можно установить голосовую колонку и речь будет звучать из их ртов актеров, а не «как из подвала». Такой «низовой» звуковой эффект наблюдается при традиционной установке центрального канала под экраном. Встроенные в стены, тыловые колонки будут иметь заведомо больший внутренний объем, а значит и низкие частоты у них будут намного лучше, чем у «полочников».

При заэкранной установке можно не платить за дорогостоящую отделку акустики и купить окрашенные или отделанные пленкой АС. Перераспределить бюджет с дорого дерева «эбоне», «птичий глаз» и т.д. в сторону качественных динамиков для звука намного лучше. В топовом варианте за экран можно установить габаритную рупорную акустику, которая в жилье, смотрится монструозно. Рупорные колонки заказывают очень редко именно из-за размеров, несмотря на их потрясающий звук.

Проектор: Широкоформатный 3-D с максимальным физическим разрешением матрицы, «последний писк» проекторы 4-8 К, только они дорого стоят. Для получения максимального разрешения в формате 2,35 х 1, нужна моторизованная анаморфная линза. Лифт проектору не нужен, там механика и из-за люфтов есть физический сдвиг линзы и расфокусировка. Желателен кожух, глушащий шум охлаждающего лампу или мощный лазер вентилятора.

Электронные компоненты. Фирменные или авторские с хорошим качеством звучания, запасом мощности и минимальными «прибамбасами». Электроника подбирается по звуку к колонкам и слуховым предпочтениям владельца. Традиционные ресиверы для такого домашнего кинотеатра малопригодны, лучше применить внешний процессор и раздельные усилители. Источники сигнала: Медиа сервер с хранилищем фильмов, включая прямой доступ из интернета и спутниковый тюнер. DVD плейер сейчас воспринимается как анахронизм и почти не применяется. Иногда – CD проигрыватель высокого класса, если у владельца имеется коллекция компакт-дисков или он предпочитает музыку и клипы фильмам. Для виниломанов – стол с корректором, но в домашних кинотеатрах это большая редкость. На виниле обычно собирается система в гостиной в дополнение к залу для кино.

 

Аксессуары

 

Приток и вытяжка. Чтобы в домашнем кинотеатре всегда был свежий воздух, а проектор с аппаратурой не грели помещение, приток и вытяжка – обязательны. Система вентиляции должна быть довольно мощной и тихой, оконные или компьютерные вентиляторы в домашний кинотеатр не подходят. На трубы вентиляции нужно ставить глушители.

Кресла. Должны подбираться не по цвету, отделке и лейблу, а задницей по комфортности. Максимально удобные, раскладывающиеся, темного цвета, можно с функцией массажа, специальные кресла для домашнего кинотеатра не аксессуар, а предмет первой необходимости. Для детей выпускаются специальные 4-D вибраторы для кресел, дающие потрясающий и не одноразовый эффект. Есть несколько компаний, выпускающих контент практически к каждому фильму со специально записанной вибро дорожкой. Кресла, оборудованные 4-D вибраторами, движутся синхронно крыльям драконов, взлетающих Шаттлов, монстров и т.д. Чада громко пищат от восторга. Вибро дорожки к компьютерным играм, и детей из зала нужно будет выгонять.

Освещение. Умное – плавно угасающее, завязанное на включение проектора и аппаратуры, электроприводы штор и вентиляцию. Все процессы запрограммированы и имеют множество сценариев.

Управление: Домашним кинотеатром, как в ноутбуке и Айфоне при просмотре Ю-туба или торрентов. Никакого десятка пультов с сотней кнопкой сейчас не допускается, это анахронизм. Системой можно управлять со смартфона, планшета, ноутбука, беспроводной клавиатурой, мышкой. Правильный домашний кинотеатр – это «персональный компьютер» с огромным экраном и убийственным звуком.

 

Ссылки по теме +

 

 

aovox.com

акустическая обработка помещения (часть 1) / Stereo.ru

Их выполнение гарантирует максимальное «погружения» зрителя при просмотре, потому что все его внимание будет направлено на происходящее на экране, ничто не будет его отвлекать.

Я еще не раз вернусь к этим правилам, при описании различных аспектов создания ДК, но сейчас начну с первого этапа — этапа строительства помещения. В идеальных условиях именно на этом этапе должны определиться будущие характеристики домашнего кинотеатра.

Итак, выбор оптимального помещения под ДК начинается, как ни странно, с бюджета. От площади выбранного помещения зависит размер экрана, а от его диагонали зависит яркость проектора и дистанция до зрительских мест, и эти расстояния важно учитывать при выборе акустических систем, потому что звуковое давление колонки должны выдавать с запасом на затухание звука по пути до слушателя. Понятное дело, яркость проектора сильно влияет на его цену, в свою очередь, акустика, способная давать высокое звуковое давление, тоже недешевая и, к тому же, требует мощных и дорогих усилителей.

Наконец, высокое звуковое давление требует и повышенного внимания к качеству и точности акустической обработки помещения. И так зависимость цены ДК от площади нелинейная, а если брать акустическую обработку — то сложность возрастает в кубе, ведь при увеличении площади в два раза, площадь обрабатываемых поверхностей увеличится в 8 раз! Тем не менее, по моим наблюдениям, оптимальная площадь комнаты для ДК высокого класса на 2-5 мест — 50-80 кв.м. с высотой потолка 2,5-4 метра.

Изолировать и поглотить

Акустическая обработка помещений традиционно решает две задачи: звукопоглощение и звукоизоляция.

В случае с домашним кинотеатром, при нужном балансе звукопоглощения в комнате формируется правильная, стандартная акустическая обстановка, которая значительно снижает вредное влияние комнаты на звук (отражения) и создает акустическую атмосферу, схожую с таковой в студии звукозаписи, где производился построцессинг. Т.е. в идеальном варианте мы должны слышать всё то же и так же, как звукорежиссер слышал во время финального просмотра перед сдачей фильма в прокат. (Пока мы не принимаем во внимание вопросы качества усиления, декодеров, АС и пр.) Понятно, что каждый звук имеет значение — он неслучайно введен в дорожку фильма, идентичное его воспроизведение даст лучше понять задумку режиссера, обеспечит правильное художественное восприятие фильма.

В свою очередь, звукоизоляция — это значительное снижение проникающих в домашний кинотеатр внешних шумов. Лучше соотношение сигнал/шум — шире динамический диапазон, а последний напрямую связан с реалистичностью восприятия. Звукоизоляция, вдобавок, не дает услышать зрителю другие посторонние звуки из других комнат, которые отвлекут его от просмотра. Наконец, решается защита остальной части дома от звуков работающего на полной мощности домашнего кинотеатра.

Помимо звукоизоляции самой комнаты, отдельная задача — заглушить различную технику: кондиционеры, мощные усилители с гудящими трансформаторами, проектор и т.д. Особенно шумный проектор зачастую помещают в отдельный короб, компоненты ставят в специально выделенный для них шкаф или даже отдельную аппаратную комнату. Заодно индикаторы техники, опять же, не будут отвлекать зрителя.

В подвале

Лучшее место для ДК в доме — подвальное помещение. Такую комнату просто затемнить (не забудьте про светящуюся табличку с надписью «Вход», подсветку пола и ступеней), естественная звукоизоляция разом решает почти все проблемы заглушки комнаты, остаются только вопросы подачи воздуха через вентиляционные каналы, двери и потолок. Для снижения уровня шумов за пределами такого ДК применяют специальные конфигурации заглушенных вентиляционных каналов, звукоизолирующие двери с тамбуром.

Однако есть и неочевидные проблемы с размещением кинотеатра в подвале. Например, из-за того, что практически все материалы, применяемые для акустической обработки, имеют отличные теплоизоляционные характеристики, мы получим «термос», тогда как хороший ДК может иметь выделяемые тепловые мощности на уровне нескольких киловатт. Другими словами, к вопросам охлаждения ДК в подвале нужно отнестись максимально серьезно. Я встречал такие проекты, когда температура просмотра повышалась настолько быстро, что там было трудно находится спустя полчаса после начала киносеанса.

Следующая проблема подвальных помещений — низкие частоты не поглощаются бетонными стенами цоколя, а практически полностью отражаются обратно в помещение. В таких условиях комната ведет себя как высокодобротный резонатор, и в результате амплитуды паразитных резонансов могут превысить полезный сигнал на 15-20 дБ! И так как низкие частоты стихают медленно, они продолжают «играть» еще долго после того, как основной сигнал закончился.

Эффективных материалов для звукопоглощения на низких частотах мало, они дороги и их требуется много. Так, чтобы эффективно заглушить бетонные стены на частотах ниже 80-100 Гц, потребуются многослойные конструкции, по принципу действия, кстати, схожие с многослойной броней, когда между собой чередуются вязкие отражающие и поглощающие слои. Вязкий слой частично пропускает НЧ и попутно переводит звук в тепло (звуковые волны заставляют материал изгибаться и вибрировать), а поглощающий слой из пористого продуваемого материала глушит межслойные отражения и, в свою очередь, преобразует в тепло движение воздуха в порах материала.

Есть одно универсальное решение для подавления НЧ резонансов. Делается облицовка бетонных стен с относом двойными листами ГВЛ с вибродемпфирующей прокладкой между ними, а получившуюся полость заполняют пористым или волокнистым звукопоглощающим материалом, например, минватой. Затем на эти фальшстены из ГВЛ наклеивают листы из распространенных акустических материалов типа поролона, панелей Heradesign и т.п. — это уже требуется, чтобы получить правильный уровень поглощения в средне- и высокочастотном диапазонах. В деле борьбы с «гуляющим» низом наиболее внимательно нужно отнестись к тыловой стене, где формируется первое отражение звуковой волны, приходящей от фронтальных динамиков и сабвуферов.

Существует еще т.н. SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response). Суть его в том, что первые отражения от близко расположенной стены приходят к зрителю с некоторой задержкой по отношению к прямому звуку, и определенные частоты встают в противофазу. В итоге в АЧХ получается сильный провал. Чтобы избежать этой проблемы, все ДК высокого класса выполняют на встраиваемой акустике, чтобы диффузоры динамиков находились в плоскости стены, тогда и условий для возникновения SBIR-эффекта не будет.

Алгоритмы

В последнее время получили распространение т.н. «активные системы», когда задачу управления комнатными отражениями берет на себя специальный звуковой процессор. Он очень эффективен как раз в низкочастотном диапазоне, где акустика сама по себе не позволяет добиться нужного результата. Фактически, они помогают удешевить «пассивную» акустическую обработку комнаты за счет этого сочетания, когда за низкие частоты 100-1000 Гц отвечает процессор, а выше результат достигается «архитектурными» методами. На мое мнение, таким образом достигается наилучший результат.

В большинстве специализированных звуковых процессоров используется параметрический эквалайзер, скрупулезно настраиваемый на подавление конкретных комнатных резонансов. Причем параметрическая эквализация есть у процессоров разных категорий, от массовых моделей, до премиальных, как ADA, JBL Synthesis, Theta Digital и других. Однако у «параметрики» есть и свои недостатки, которые ограничивают область применения такой обработки. Прежде всего, по своему принципу действия эквалайзер уменьшает амплитуду резонанса за счет «вырезания» очень узкой полосы сигнала, что иногда приводит буквально к пропаданию отдельных нот. Вдобавок, при неправильном применении параметрического эквалайзера легко добавить системе серьезные фазовые искажения. Хорошо настроить такую систему трудно — нужен большой опыт.

Существуют и другие типы обработок звука, которые управляют комнатными отражениями с высокой точностью. Например, процессоры французской фирмы Trinnov Audio имеют патентованные алгоритмы, которые подавляют отражения, не затрагивая при этом полезный сигнал. Технологию кратко можно описать так: процессор на этапе калибровки подробно измеряет все отражения, а затем в основной сигнал подмешивает эти же «отражения», но только в противофазе. Звуки гасят друг друга, а полезный сигнал не меняется.

Комнатный вопрос

Вернусь к «комнатному вопросу». Не у всех есть возможность разместить домашний кинотеатр в подвале, более того, кинозал часто совмещают с гостиной. Это не очень хороший вариант, но других порой нет. Тут получению хорошей звуковой картины будут мешать окна, дверные проемы, гипсокартонные стены-перегородки и мебель, и, конечно же, будет очень трудно получить хорошую звукоизоляцию. Потому для ДК и рекомендуется лучше выбирать комнату без окон, с одной дверью, у которой минимум общих с жилыми помещениями стен. Отмечу, что проблемы со звукоизоляцией уменьшаться наполовину, если ДК разместить в комнате на первом или последнем этаже.

Задачи звукопоглощения, как и в случае с ДК с подвалом, решаются подобным же образом, только здесь дополнительно надо будет повесить на окна тяжелые светонепроницаемые шторы. Легкие перегородки из гипсокартона могут вызвать серьезные проблемы с АЧХ — появится провал на частоте резонанса этой самой перегородки. В итоге ее нужно будет дополнительно усиливать или заменить на жесткую — кирпич, пенобетон и т.д., чтобы исключить такие явления.

Плюс стерео

Очень часто в одной комнате совмещают домашний кинотеатр и стерео, однако требования к акустической обработке у этих двух типов систем существенно отличаются. Если для стерео необходимо, чтобы комната не была сильно заглушена и слушатель легко понимал, в каком пространстве он находится, то в случае с ДК нужно стремиться практически полностью избавиться от комнатных отражений. Представьте себе сцену диалога в пустыне, а вы четко слышите комнату — чувство погружения тут же пропадет. Что делать в такой ситуации?

Почти у всех процессоров-ресиверов есть музыкальный режим для работы в стерео — в сигнал будет добавлена реверберация, которая пойдет на тыловые и сурраунд-колонки. Это лучший выход для ДК, совмещенного со стереосетапом в одном помещении, которое акустически обработано для кинотеатра.

Наконец, еще один случай специальной акустической обработки — использование дипольных АС (тыловых или боковых). Так как они используют отражения от стен, глушить тыловую часть комнаты противопоказано, основное звукопоглощение переносится на фронт.

Продолжение: Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

stereo.ru

Домашний кинотеатр на практике. Часть 5

Размещение оборудования, создание условий для комфортного просмотра
Настала пора поговорить не про оборудование и акустические системы, а про помещение с точки зрения обеспечения комфорта при просмотре фильма. Говорить про дизайн интерьера мы конечно не будем, поскольку представление о нём у каждого своё, однако вне рамок дизайна существуют различные аспекты организации различных деталей интерьера для обеспечения максимального комфорта зрителей в домашнем кинотеатре.

Освещение в комнате

Поскольку акустическим системам, компонентам и кабелям уровень освещённости в помещении, мягко говоря, по барабану, поэтому организация фоновой подсветки при просмотре фильма целиком и полностью зависит от типа используемого устройства отображения.

Плазменные панели, кинескопные ТВ, проекционные ТВ

Все три типа аппаратов являются устройствами, экраны которых обладают собственным свечением довольно большой яркости. Врачи не рекомендуют смотреть на яркий свет в полной темноте — глаза напрягаются и быстро устают. Однако и при ярком дневном свете смотреть кино в домашнем театре совсем не приятно — экран уже не выглядит столь ярким, картинка не кажется реалистичной. А это приведёт лишь к потери эффекта вовлечения в происходящее на экране. Поэтому рекомендуется не допускать дневной свет в помещения. К тому же, дневной свет не постоянен в плане интенсивности (то солнце светит, то вдруг тучи набежали) — это отвлекает. Также возможно возникновение бликов на экране — это уже совсем не хорошо.

Блокируется дневной свет несколькими путями: с помощью традиционных жалюзи, светонепроницаемых штор или специальной светозащиты (светонепроницаемого материала, закрывающего оконный проём по всей площади). По желанию такую светозащиту можно оборудовать дистанционным управлением, либо подключить её управляющие схемы к 12-вольтовым триггерам ресивера. То есть, скажем, при включении ресивера (или определённого входа на ресивере) светозащита будет активизироваться автоматически.

В помещении нужно создать полумрак — обеспечить комфортную для зрения подсветку, но, в то же время следить, чтобы эта подсветка не отвлекала внимание от просмотра. Именно поэтому наиболее рационально использовать скрытую подсветку — светильники, освещающие тусклым направленным светом стену или потолок таким образом, чтобы прямой свет от светильника не был виден. Избегайте близкого расположения светильника от освещаемой поверхности, дабы световое пятно не выглядело слишком ярким, а значит и отвлекающим — нужна как можно более равномерная подсветка. Что касается светового потока, то для комнаты площадью 20-30 м² вполне достаточно освещения, эквивалентного одной лампе накаливания 40-60 Вт. Поскольку прямого света испускать фоновая подсветка не будет, в комнате будет создан уютный полумрак: передвигаться по комнате или без специального прицеливания попасть рукой в пакет с чипсами при таком свете можно будет вполне, а вот прочитать какой-либо текст на бумаге — проблематично. В этом случае картинка даже на яркой плазменной панели будет восприниматься вполне комфортно в течение длительного времени.

Проектор с экраном.

Тут всё просто. Ваша задача обеспечить кромешную тьму в помещении — в противном случае придётся тратиться на проектор с очень мощным световым потоком в несколько тысяч ANSI. Просто даже небольшое количество света во время просмотра картинки с проектора вызывает катастрофическое падение контрастности, искажение цветовой палитры и т. д. В общем, удовольствия от такой картинки вы уже не получите. А в полной темноте можно добиться качественного изображения даже от проектора с относительно небольшим световым потоком, при условии разумного подхода к выбору экрана (не слишком большая диагональ и качественный материал с хорошими отражающими свойствами).

Мебель

А точнее диван и/или кресла. Тут требования всего два: диван или кресла должны быть удобными при длительном сидении. И второе — спинка должна быть не высокой — она должна заканчиваться максим на уровне плечей сидящего человека. Само собой, никаких подголовников. В противном случае сигнал тыловых АС будет либо не слышен совсем, либо будет искажён из-за отражения от расположенной близко к уху поверхности спинки дивана или кресла. Желательно использовать прямые диваны, установленные строго напротив экрана. В случае с угловыми или полукруглыми диванами некоторые сидящие на них зрители могут находится в полоборота к экрану, что приведёт либо к быстрой утомляемости шеи, либо к не корректной посадке по отношению к АС.

Устройства отображения

Поскольку с размещением телевизора, проекционного телевизора и плазменной панели особо фантазию проявить не удастся (разве что, плазменную панель можно не только поставить на стойку, но и повесить на стену), то говорить про них особого смысла нет. А вот в случае с проектором вариантов куда больше — о них и поговорим.

Наиболее простой вариант — поставить проектор на журнальный столик. Однако, при всей кажущейся простоте, такой способ «инсталляции» имеет ряд недостатков: свет из вентиляционных отверстий проектора будет отвлекать от просмотра, будет слышен шум системы охлаждения (пусть и не сильный). Да и торчащие провода не каждому понравятся. Зато и плюс есть: проектор можно быстро убрать в шкаф, а при необходимости так же быстро его поставить обратно. Правда, в этом случае скорее всего придётся каждый раз подстраивать резкость и размер засветки, хотя это вполне можно пережить. Тем не менее, большинство людей предпочитают стационарную установку проектора, даже если домашний театр стоится не в отдельной комнате, а в одной из жилых.

Если ремонт в помещении делается с учётом установки в ней домашнего театра, то весьма удобным видится способ монтажа проектора на потолок.

Монтаж проектора на потолок имеет несколько неоспоримых плюсов: во-первых, проектор не мешает, поскольку не занимает драгоценное жизненное пространство в комнате. Во-вторых, проектор может быть невидим, если сделать под ним красивую декоративную панель. В-третьих, в случае такого стационарного расположения проектора и экрана (экран может выдвигаться из ниши в потолке или висеть на стене постоянно), отпадает надобность подстраивать фокус, размер засветки.
Впрочем, минусы потолочной инсталляции проектора могут легко и непринуждённо перекрыть все плюсы. Самый главный минус — потолочная инсталляция аппарата невозможна, если ещё на стадии ремонта к нужной точке в потолке не были подведены соответствующие кабели (сигнальные и силовой). К тому же, нужно заранее определиться с моделью проектора, дабы точно знать на каком расстоянии и на какой высоте вешать проектор, какие кабели к нему подводить. А для этого надо определиться ещё, как минимум, с местоположением стойки с аппаратурой и, возможно, с моделью DVD-плеера, обладающего требуемыми выходами. В общем, обычно проектор монтируется на потолке в том случае, если в процессе ремонта и отделки помещения составляется целый комплексный проект будущего кинотеатра. В этому случае всё оборудование обычно подбирается заранее, а во время ремонта лежит в коробках, зато вы точно знаете как и куда протягивать кабели (видеокабели, колоночные кабели, сабвуферный кабель, силовые кабели и, возможно, кабели управления). В общем, это уже серьёзная инсталляция. Поэтому, если вы хотите ставить кинотеатр с проектором в уже отремонтированное помещение, то вариант в потолочным размещением проектора вам едва ли подойдёт.

Ну а что делать, если ремонт в комнате уже сделан — то есть, штробить стены и потолок для подводки кабеля к висящему проектору как-то не хочется? Тогда стоит обратить внимание на весьма популярную схему размещения оборудования для домашнего театра в одном боксе. Такой бокс устанавливается либо между кресел, либо перед диваном. В боксе помещаются все компоненты аудиочасти и сам проектор.

Внешне бокс можно оформить как душе угодно: форма и цвет могут быть любыми. Обычно изготовление бокса производится по индивидуальным чертежам, либо покупная стойка для аппаратуры просто обносится декоративными ширмами или «облачается» в некий декоративный кофр — путей тут много. Занимается изготовлением бокса либо бригада строителей, производящих ремонт в квартире, либо бригада инсталляторов, устанавливающих театр - это обычно решается в процессе инсталляции. Впрочем, если вы самостоятельно строите в комнате домашний кинотеатр, то сделать подобный бокс для вас труда не составит. Главное, позаботьтесь о хорошей вентиляции: ресивер и проектор не могут работать в малых замкнутых объёмах из-за сильного нагрева компонентов (особенно важна хорошая вентиляция для проектора).

Также возможно использование бокса только для проектора, в то время, как всё остальное оборудование находится, скажем, в стенной нише.


А теперь о плюсах и минусах такого бокса:

Плюсы:
  • отсутствие шума системы вентиляции проектора;
  • отсутствие отвлекающего свечения из вентиляционных отверстий проектора;
  • отсутствие отвлекающего свечения дисплеев компонентов;
  • близкое расположение компонентов друг к другу и к проектору облегчает коммутацию между устройствами и позволяет сэкономить деньги на длинных кабелях;
  • эстетичный внешний вид: оборудование находится в одном месте, а все пучки кабелей и задние панели аппаратов скрыты от глаз.
Минусы:
  • необходимо обеспечить подводку питания к боксу
  • необходимо обеспечить прокладку колоночных кабелей от бокса до АС.

Первый минус как бы и не минус вовсе, а обязательное условие работы какого-либо оборудования вообще. Придётся по-любому решать эту проблему. Второй минус перестаёт быть таковым, если у вас дома на полу ковровое покрытие или большой ковёр (мягкое покрытие на полу крайне рекомендуется) — покупайте плоские или ленточные колоночные кабели, и проблемы решены. Если же у вас паркет или линолиум, то можно придумать какой-то общий отвод кабелей от бокса с последующей их разводкой в плинтусах. Либо ещё как-то…

Ну и, наконец, наиболее распространённый способ, который хорош для небольших комнат с поперечным расположением комплекса — крепление проектора над диваном посредством подвесной полочки или кронштейна. Тумба с аппаратурой в этом случае располагается обычно рядом с диваном. Большая часть видеокабеля и кабеля питания для проектора будет скрыта днищем дивана и его спинкой. Остаётся замаскировать каких-то 60-70 см. кабеля на стене, который пойдёт от спинки дивана к проектору. В этом случае также встаёт проблема прокладки кабелей (колоночных и сабвуферного) от стойки с оборудованием до АС. Пути решения описаны в отдельной статье.

Расстановка компонентов системы (или «в погоне за эстетикой»)

Если в домашнем кинотеатре вы используете не проектор с экраном, а телевизор, компактный проекционный телевизор или плазменную панель, то наиболее распространённой остаётся максимально плотная компоновка всех компонентов системы: в большой тумбе устанавливается спикер центрального канала и все блоки комплекса, а на верхней полке тумбы располагается телевизор или плазменная панель.

С точки зрения удобства коммутации это наиболее простой и рациональный вариант. Подойдёт такое решение в том случае, если ремонт в комнате уже сделан, а курочить стены или полы вы не намерены. Но с точки зрения эстетики это далеко не самый лучший вариант. Почему? Нагромождение аппаратуры, а также большое количество светящихся элементов дисплеев аппаратов и подсветка некоторых кнопок сильно отвлекают от просмотра. Да, можно использовать тумбы с закрывающимися непрозрачными дверцами — это избавит вас от необходимости лицезреть всю это «цветомузыку» компонентов, но в этом случае и ИК (инфракрасные) сигналы пультов управления не будут долетать до компонентов, да и внешне такая тумба будет выглядеть очень громоздко и неуклюже. Опять же, возникает проблема обеспечения должной вентиляции компонентов...

В общем, если вы намерены создать себе действительно «взрослый» комплекс с точки зрения эстетики, то тумбу с аппаратурой следует размещать там, где даже боковым зреним её вы видеть не будете во время просмотра фильма (то есть, обычно позади дивана). И поверьте, смотреть кино будет гораздо приятнее. Проблема передачи команд с пульта на расположенные сзади блоки легко решается с помощью ИК трансмитера. Разумеется, гоняться за эстетикой имеет смысл только в том случае, если в качестве экрана вы используете плазменную панель, ведь её можно повесить на стенку. А вот 32″ телевизор и «проекционник» на стенку вешать не стоит 🙂

Если пойти ещё дальше, то можно вообще освободить пол, используя плоские настенные АС (панели NXT, либо традиционные динамические АС в плоских корпусах) - эдакий стиль hi-tech. При грамотном выборе АС, в качестве звука кинофильмов вы едва ли проиграете, а вот на серьёзной музыке такие АС не всем могут понравиться. Но есть и третий вариант — встраиваемая акустика. Однако, такие АС требуют специальных углублений в стене (обычно не более 10 см в глубину), которые делаются на стадии ремонта. Зато при грамотной инсталляции они звучать будут как корпусные АС, а выглядеть как настенные. Во всех трёх случаях выглядеть система может примерно так:

Ну и, наконец, при совсем серьёзном подходе к построению домашнего театра можно спрятать АС за драпировкой из акустически прозрачной ткани. А спрятать можно хоть огромные напольные АС, хоть компактные «полочники». В итоге виден будет только экран — как в настоящем кинотеатре.

www.ixbt.com

10 материалов о строительстве домашнего кинотеатра и выборе оборудования / Аудиомания corporate blog / Habr

Это — подборка статей из нашего блога «Мир Hi-Fi». Здесь есть материалы, которые помогут вам собрать достойный домашний кинотеатр и подготовить для него помещение. Под катом — немного о телевизорах, советы по акустической коррекции и правила расстановки колонок.


Фото: большой кинозал в шоуруме «Аудиомании»

Как выбрать аппаратуру для домашнего кинотеатра


  • Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка. Даём практические рекомендации по выбору колонок для кино. Также в материале описаны распространенные ошибки, совершаемые при расстановке аппаратуры — размещение боковых колонок близко к зрителю, установка динамиков параллельно стенам комнаты и чрезмерное расширение зоны просмотра. Расскажем, как их избежать, и приведем схему, которой можно следовать, расставляя акустику.

  • HDMI 2.1 на подходе: что нужно знать. Отвечаем на основные вопросы про HDMI 2.1: зачем нужен новый стандарт, чем он отличается от предшественников и потребуется ли обновить HDMI-кабель, купив телевизор с поддержкой технологии. Среди достоинств новинки — способность передавать 4K-сигнал на скорости до 120 Гц и поддержка мониторов с динамической частотой обновления.

  • Что купить: ЖК-телевизор или OLED-телевизор? Подробное сравнение. Статья-ликбез про основные различия технологий ЖК и OLED. Сравниваем все важные характеристики: от качества изображения и стоимости до хрупкости и уровня создаваемого шума. Новое в материале смогут найти как заядлые любители техники, так и менее опытные пользователи, выбирающие новый телевизор для дома.

  • OLED или QLED: какая технология лучше. Разница в названии — одна буква, но устройство — отличается радикальным образом. В этом компактном разборе мы прольем свет на возможности OLED- и QLED-телеэкранов; расскажем о плюсах и минусах; и представим финальный вердикт по мнению тематического портала «What Hi-Fi?».

Как оформить помещение


  • Инсталляция потолочных колонок для окружающих форматов своими руками. Иллюстрированное руководство по установке потолочных колонок Dolby Atmos. В статье описан весь процесс: от этапа планирования до финальной настройки оборудования. Вы научитесь находить потолочные балки с помощью магнитов, правильно расставлять акустику, а также подбирать и протягивать кабели. Хотя оригинальная статья была написана для американского читателя, обустраивающего частный дом, она будет полезной и тем, кто проживает в квартире. Правда, в этом случае в помещении должен иметься подвесной потолок из гипсокартона.

  • Акустика помещения: фундамент. Первая из двух статей по подготовке комнаты для размещения аудиосистемы. Рассмотрим установку изоляционного потолка, дополнительных стен и дверей, а также «скос» углов комнаты. Есть в статье и информация для тех, кто не готов на такие решительные действия. Речь идет о герметизации смежных комнат и коррекции звука с помощью акустического поролона. В конце разберем принципы расстановки мебели, которые помогут уменьшить количество постороннего шума.


Фото: большой кинозал в шоуруме «Аудиомании»
  • Акустика помещения: меблировка. Вторая часть серии подробнее рассказывает, как улучшить акустику комнаты без капитального ремонта. Рассмотрим разные типы рассеивателей и поглотителей звука. Есть рекомендации и для тех, кто хочет улучшить акустику комнаты подручными средствами.

  • Советы от THX: как получить от домашнего кинотеатра всё. Рекомендации по установке и настройке домашнего кинотеатра от технического директора THX Скотта Фрэнсиса (Scott Francis). Он рассказал, как выбрать место под колонки, какие ошибки легко допустить при размещении акустической системы и как настроить экран, принимая во внимание освещение. В качестве иллюстраций приводятся разные схемы расстановки колонок: в форматах 5.1, 7.1, Dolby True HD и DTS HD Master Audio.

  • Акустика помещения, советы и тонкости настройки. Лекарство от акустического перфекционизма. Автор утверждает, что правильная расстановка колонок часто важнее акустических характеристик самого помещения. И чтобы добиться достойного звучания, достаточно «обработать» лишь самые проблемные зоны. В статье вы узнаете, как эти зоны определить и что с ними делать.

  • Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения. Выбираем комнату для домашнего кинотеатра. Автор рассматривает особенности и недостатки разных домашних пространств: от акустически подходящего, но неприглядного подвала, до гостиной. Внимание уделяется акустике комнаты и менее очевидным факторам, например накоплению тепла от техники.



О чем мы пишем в Telegram-канале:

Ученые научились передавать узконаправленные звуковые сообщения с помощью лазеров
Наука утверждает, что посещение концертов укрепляет здоровье
​Лейбл KPM оцифровал весь свой каталог


habr.com

Домашний кинотеатр на практике. Часть 1

Корректная расстановка акустических систем в комнате

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.


Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег 🙂

В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели....

2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».

В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.

Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:

Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.

Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:

Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.

Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.

Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:

Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.


Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²

«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.

Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».

И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.

При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»

При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.



Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Продолжение следует…

www.ixbt.com

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/inrosstroy.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/inrosstroy.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Notice: ob_end_flush(): failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in /var/www/www-root/data/www/inrosstroy.ru/adv.php on line 309